?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Искусство в поездах

Иллюстраторы и скульпторы украсили нью-йоркский метрополитен

Изо дня в день, наматывая километры на нью-йоркской подземке, продираясь сквозь кричащие плакаты и слоганы, отчаянно пытающимися захватить наше потребительское внимание (читай - кошельки), мы меньше всего ожидаем встречи с искусством. Уткнувшись в газету или книгу, стараемся не замечать кричащих постеров. А что искусство? За ним принято ходить в Музей Ментрополитен или в галерею Гуггенхайма, а не в темные переходы метро. Так и я, впервые увидев в вагоне метрополитена работу художницы Софи Блэкелл, гадала, что мне пытаются продать на этот раз. Однако впоследствии была приятно разочарована: работы Софи – это один из некоммерческих проектов кампании “Arts For Transit”, начатой нью-йоркским метрополитеном.





Иллюстрация к городу
Софи Блэкелл – художница родом из Австралии, которая живет в Бруклине и больше всего вдохновляется, как она сама призналась в одном из интервью, морем, старыми перчатками и мелочами, забытыми между книжными страницами. В основном, она иллюстрирует детские книги, рассказы. Ее услугами также пользуются такие гиганты медиа-бизнеса, как «Нью-Йорк Таймс» и «Уолл-стрит Джоурнал».



«Я двенадцать лет живу в Нью-Йорке и до сих пор безумно влюблена него как в первый день», - говорит Софи. Она частый гость в метро, художница предпочитает общественный транспорт и велосипед личному автомобилю.
«Когда мне позвонили из МТА (Mass Transit Authority – авт.) и предложили этот проект, я бросила все дела, - признается Софи, - и принялась рисовать». Надо признать, что MTA обратилась по правильному адресу. Непростая это задача - проиллюстрировать жизнь города, но Софи с ней справилась лучше кого бы то ни было.
Как изобразить такую разношерстную, разномастную нью-йоркскую толпу? Софи Блэкелл вглядывалась в лица людей, зарисовывала прямо в вагоне выражения лиц, мимику, жесты. Протопипами человечков на картине стали случайные нью-йоркеры и туристы.
Вот ортодоксальный еврей с Торой, вот рыбак, везущий домой улов с пирса на Кони Айленде, вот целующаяся парочка, не замечающая ничего вокруг... А вот отец семейства туристов, легко отличимый по культовой надписи на футболке «Я люблю Нью-Йорк». Он же с интересом выглядывает из окна, тогда как остальных пассажиров вид из окна нисколько не волнует: путь в подземке для них – ежедневная рутина.
Так Софи, с помощью карандаша, акварели и наивно-детских, но в то же время таких мудрых штрихов, изобразила столицу мира во всем ее антропологическом многообразии.

Древнегреческие мифы на Брайтоне
Однако для встречи с искусством в нью-йоркском метро не обязательно заходить в вагон. На платформе Брайтон Бич тринадцать лет назад появилась исталляция, принадлежащая художнику и скульптору Дэну Джорджу. Она настолько гармонично вписалась в окружающую действительность, что жители уже давно перестали ее замечать.
Впрочем, именно неразрывную связь загадочного морского мира и мира людей стремился показать художник. «Море – изобильное, древнее и таинственное», - комментирует свою работу Дэн Джордж, - «Я хотел, чтобы миф о Дионисии заинтересовал людей, напомнил им о тайнах, которые несет в себе море, и таким образом зажег искорку их собственных мечт и фантазий».


В основу инсталляции Джоджа лег греческий миф о Дионисии и пиратах. Пираты захватили бога виноделия, представшего им в образе прекрасного юноши, в надежде получить выкуп за богатого царевича. Они даже пытались связать его, чем вызвали гнев олимпийца. Дионисий обернулся львом, и пираты в страхе перед хищником повыпрыгивали за борт и превратились в дельфинов. Этот момент метаморфозы скульптор отразил в своей инсталляции. Брайтоновские дельфины: пять пар и одиночка – олицетворяют тех самых дерзких морских разбойников, превращающихся в морских существ.
Некоторые интерпретируют инсталляцию более глубоко: так жители Брайтон Бич, отправляясь с утра на работу, становятся простыми офисными трудягами, а вечером возвращаясь домой – снова морскими, то есть прибрежными – обитателями.

"Вечерний Нью-Йорк", 3 марта 2012 года.