?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очень понравился материал, вышедший некоторое время назад в "Вечернем Нью-Йорке". Давно хотела поделиться.
Речь в нем, конечно, не о моем поколении, а о дамах постарше... но все равно берет за живое.
Кроме того, читая "1984" Оурэлла, нашла замечательный к нему эпиграф.

Уинстон обернулся и не узнал ее. Он ожидал увидеть ее голой. Но она
была не голая. Превращение ее оказалось
куда замечательнее. Она накрасилась.
Должно быть, она украдкой забежала в какую-нибудь из пролетарских
лавочек и купила полный набор косметики. Губы -- ярко-красные от помады,
щеки нарумянены, нос напудрен; и даже глаза подвела: они стали ярче.
Сделала она это не очень умело, но и запросы Уинстона были весьма скромны.
Он никогда не видел и не представлял себе партийную женщину с косметикой на
лице. <.....>
-- Духи! -- сказал ой.
-- Да, милый, духи. И знаешь, что я теперь сделаю? Где-нибудь достану
настоящее платье и надену вместо этих гнусных брюк. Надену шелковые чулки и
туфли на высоком каблуке. В этой комнате я буду женщина, а не товарищ!

Джоржд Оурэлл "1984"


Виктория Мублинт - "Вечерний Нью-Йорк", весна 2012.

РОДОВАЯ ТРАВМА
А вот все, что я сейчас напишу, адресовано исключительно женщинам. Это такой наш маленький дамский междусобойчик. Хотя...
Только ленивый не пинал еще русских (имеется в виду язык общения, а не национальность) женщин в эмиграции за их манеру одеваться. За то, что их видно издали и ошибиться в их этническом происхождении невозможно. За пристрастие к стразам и блесткам на самых выпуклых, я бы даже сказала - выпирающих, местах. За попытку обтянуть - всё: до треска ткани, до обрисованности резинки трусиков и крючков бюстгалтера, до западания, залипания, до пароксизма счастья от того, что сзади, на блузке есть не видимая миру бирочка с надписью "12", и это и есть настоящий размер дамы, а все, кто думает, что ее истинный размер - 18-й, а в 12-й она просто сумела как-то влиться до краев, - пусть застрелятся. Вот, пожалуйста, - бирочка. Написано - "12". Выкусите!..
За манеру одеваться для похода в супермаркет, как будто в оперу. За пристрастие к преувеличенным - карманам, манжетам, хвостам и прочей дребедени.
Да что там!.. Я сама не раз проходилась по внешнему облику русских дам, всякий раз радуясь собственному остроумию.
А ведь дело здесь не в отсталости, не в провинциальности и не во врожденном отсутствии вкуса. Дело в колоссальной родовой травме, то есть травме, нанесенной тогда, когда в девочке рождалась и поднимала голову женщина. Дело в оскорбленной женственности, в лишении тех прав, которые положены самим фактом рождения существу женского пола. Дело в ежедневно убивавших женщину - венгерских модельных туфлях, штопаных колготках и духах "Ландыш серебристый".

В моем же случае речь идет еще и о генетической травме...

***
Если бы в середине 20-го века в Советском Союзе знали бы слово "феминизм", нашу семью смело можно было бы назвать феминистской.
Здесь почему-то считалось, что элегантность в одежде, искусный макияж, умело подобранные аксессуары и прочие женские ухищрения предназначены для тотальных идиоток, которые более ни на что не способны. Настоящая женщина должна заботиться только об одной части своего организма, а именно - об интеллекте.
Иными словами, для обольщения мужчин женщина должна была быть очень опрятной и очень умной. Все. Не могут же существовать на свете мужчины, которым, кроме женского ума, эрудиции, чувства юмора, интеллекта и артистизма, требуется что-то еще...
Ну, а уж если Бог не дал ума, а хороший университет - образования, то бедняжкам только и остается, что быть красивыми.

***
Все свое детство я видела на своей юной маме только один черный костюмчик-джерси, костюмчик-троечку - и в пир, и в мир... К нему надевались черные туфельки-шпильки. Всё.
Она ни разу даже не подкрасила глаза, а ее прелестные точеные ручки не знали ни колец, ни маникюра. Вообще за всю мамину недолгую жизнь в ее гардероб каким-то образом проникло лишь одно украшение, которое мама почему-то очень любила, - медальон из слоновой кости.
На трюмо аккуратнейшим образом были выложены коробочки духов, которые ей, периодически бунтуя, покупал папа. Ни одна из коробочек не была распечатана.
Впоследствии, став уже не только взрослой, но даже и не очень молодой, я задумалась: откуда шло это полное отсутствие интереса к такой очень женской стороне жизни?..
И, кажется, догадалась. Впрочем, не знаю...
Даже в начале пятидесятых, когда мама еще училась в школе, она была одета ощутимо хуже остальных девочек, своих соучениц по женской школе (это был как раз внезапный период раздельного обучения). Вообще-то все тогда не блистали, но все же после войны прошло лет семь-восемь, и уже возникли какие-то там блузки на подплечиках, какие-то юбки "солнце-клеш", ну, в общем, что-то эдакое...
А мама была дочерью врага народа. И бабушка металась, пытаясь прокормить ее и младшего сына. А какое-то время все вообще были в бегах, потому что стало известно - после ареста деда собираются прийти за бабушкой. В общем, понятно...
Что же делает в таких случаях девочка, одетая хуже всех в классе и при этом - самолюбивая, нервная и гордая?.. Не в силах сравниться с ровесницами в женской привлекательности, она начинает играть на своем поле, там, где ей нет равных, компенсируя отсутствие юбки "солнце-клеш" - умом, снайперским юмором, знаниями.
И постепенно приходит к выводу - раз и на всю жизнь! - о том, что мужчины ценят исключительно интеллект, что губная помада - свидетельство дебилизма и что зелен виноград.
В общем, все это называется - "ну, и пожалуйста. Не очень-то и хотелось".

***
А в конце шестидесятых моя бабушка поехала туристкой в Израиль. Это была мистическая история. Не имевшая права мечтать даже о Болгарии, моя бабушка - не член партии, жена бывшего врага народа и где-то даже еврейка - поехала в Израиль.
Все началось с попыток бабушки через Международный Красный Крест найти свою старшую сестру, пропавшую во время войны. Сестра нашлась в Израиле. Международный Красный Крест походайствовал, и вот...
(Ой, это отдельная история: паломничество в дом тысяч людей, которые даже не просили никого отыскать или что-то передать, а просто хотели посмотреть - как выглядит человек, который Едет! Туристом! В Израиль!).
Бабушка вернулась через полтора месяца, навезя невиданных подарков мужу и сыну, невестке, зятю, сестре, племяннице, внучкам... Но львиная доля всего привезенного предназначалась - маме.
Это были удивительные, сногсшибательные платья, платья, которых не только никогда не видели советские женщины, но и представить себе которых не могли.
Потрясающие эти платья были развешены в шкафу, присыпаны нафталином и заботливо накрыты сверху старыми халатиками.
Думаю, что этот вагон роскошных нарядов был запоздалой попыткой бабушке компенсировать маме все недоданное ей в период ее девичества.
Но не случилось маме их носить. Она к тому времени тяжело заболела, и в последний год своей жизни, исхудавшая и обессиленная, все перевешивала в шкафу слишком поздно нашедшие ее великолепные туалеты.
Видно, в тот момент, когда она умирала, - в ней запоздало рождалась женщина, женщина, которой суждено было просуществовать очень недолго...

***
Повторяю: я все это осмыслила лишь многие годы спустя. А тогда, девочкой, я твердо усвоила мамину убежденность в том, что все эти женские штучки-дрючки - последнее прибежище идиоток.
Я бравировала своим якобы безразличием к внешнему виду, обижалась, если мне на день рождения дарили не книгу или бадминтон, а платьице или туфельки и, не скрывая презрения, косилась на новую сумочку у подруги.
А по ночам... По ночам, перед тем, как уснуть, я мечтала: о великолепных платьях, об изящных туфельках на высоком каблуке, о роскошных широкополых шляпах. Перед глазами носились рюши, ленты, серьги, и мерещился запах удивительных, кружащих голову духов. Мир, удивительный женский мир, властно звал меня к себе.
Самое ужасное было в том, что в эти минуты я четко осознавала свою порочность и где-то даже неполноценность. Я думаю о юбках и колечках, значит, я тоже - идиотка?!.. Какой ужас...
Сама попытка заговорить о новом платье или хотя бы просто обрадоваться обновке казалась мне предательством фамильной чести.
И я брыкалась, сопротивляясь попыткам моего овдовевшего папы превратить меня хоть немного в девочку.
Господи, какой несчастной, какой обокраденной оказалась из-за всего этого моя юность...

***
Став взрослой и живя сначала - в Израиле, потом - в Америке, я даже не отвечала на вопросы близких:
- Ну, зачем тебе столько пар обуви? И все эти экзотические шляпки - зачем?..
Зачем, зачем... Не "зачем", а "за кого". За ту изгнанную из женского мира девочку. За ее обокраденную маму.
За родовую травму, полученную когда-то всеми нами.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
ygyshka
May. 16th, 2012 12:56 pm (UTC)
Кажется, автор довольно лихо спроецировал конкретную родовую травму своей семьи на "всех нас", сферических русских в вакууме.

В интереснейшем журнале реконструктора lj user=megan_swing по тегу "теория фуфаек" приводятся многочисленные материальные опровержения теории о том, что в Союзе женщины не знали красивых нарядов.
ygyshka
May. 16th, 2012 12:58 pm (UTC)
rus_esmeralda
May. 16th, 2012 02:49 pm (UTC)
Мы уже подошли к тому моменту, когда об СССР начинают рассуждать, как об историческом прошлом страны. Рано или поздно начнут дискутировать о том, что было так, а что иначе... Вроде дилеммы "была ли письменность на Руси до кириллицы".

Мы с вами за молодостью лет его не помним совершенно, вот и приходиться верить кому-то. Я лично склонна верить своим родителям и друзьям семьи.
Моя мама шила наряды сама или покупала в загран-путешествиях, ибо то, что продавалось в магазинах... было ужасно. Правда, дело было в провинции.
А моя хорошая знакомая англичанка рассказывала как-то о первом визите в Москву в 1979. Первое, что бросилось в глаза - мрачные лица всех вокруг и одинаковые платья у женщин...

Но даже если предположить, что женщины в СССР одевались красиво... то какое объяснение тому, как одеваются они сейчас?
Яркий макияж с утра, блестки-стразы и обтяжки-утяжки - это никуда не денешь! В чем причина того, что любовь к красивой одежде перешла вульгарную границу?
Конечно, в том, что с перестройкой наряды стали доступными, только деньги плати... женщины кинулись их покупать, не имея под час элементарного вкуса, который прививается в детстве. А девочки смотрели на взрослых женщин, и, подрастая, одевались в том же духе. В итоге, имеем, что имеем.
Как в "Стилягах", финальной сцене, если вы смотрели...
ygyshka
May. 16th, 2012 03:37 pm (UTC)
в том-то и дело, что в указанном мной источнике не дискуссии, а, так сказать, вещественные доказательства.

Родители мои и, видимо, ваши жили в том числе при закате Союза, когда были тотальный дефицит и непреодолимое экономическое отставание. Если же говорить о расцвете империи (сталинское время), то тогда все с нарядами в магазинах, насколько я понимаю, было нормально.

О том, как женщины одеваются сейчас. Мне кажется, то, что вы называете переходом вульгарной границы - в большей степени реализация господствующих в обществе гендерных стереотипов. Грубо я бы один из таких стереотипов обозначила так: "Женщину должна одеваться так, чтобы ее хотели". И тут действительно низкий уровень культуры - низкий не в плане эстетического вкуса, а скорее привычки к несамостоятельному мышлению (а откуда вкус появится, если мышление зажато?).

и мне все равно кажется, что автор зря распространяет собственный опыт (то, что мама конкретного человека не успела вовремя преодолеть школьный комплекс и передала его своему ребенку) на опыт народа. потому что если я начну по своей семье судить - так народ у нас очень креативный, и его эпоха дефицита только шить научила.

Кстати, вопрос - а то, как одеваются в Америке негритянки или мексиканки, вам никогда не кажется отсутствием вкуса? Потому что мне вот это, многими воспринимаемое как вульгарность, кажется некой национальной спецификой, такой тягой некоторых народов к цыганщине. В Германии (в том месте, где я была) мне такими показались турецкие девушки - их вполне можно было назвать вульгарными, ну а для себя они яркие и красивые.
rus_esmeralda
May. 16th, 2012 04:34 pm (UTC)
Да, пожалуй, соглашусь насчет: "Женщина должна одеваться так, чтобы ее хотели". Примерно эту фразу мне однажды сказала соседка с Ямайки.
И, знаете, я бы не сказала, что я это полностью отрицаю. Женщина все-таки должна оставаться женщиной.
Две стороны одной медали: чрезмерные стразы и блестки и подчеривание форм - с одной, и пижамные штаны с толстовками и кросовками и в пир и в мир - с другой (это я о многих американках) одинаково некрасивы... Красота и вкус где-то как всегда посередине.

Интересно, что в России чем провинциальнее место, тем вульгарнее одеваются, в Америке - в провинции же больше всего тех самых пижам с кроссовками...

Не такой простой это вопрос. Однако я уверена, что без долгих лет дефицита в СССР, картина была бы несколько другой.
lev_vz
May. 23rd, 2012 03:27 pm (UTC)
Извините, что вмешиваюсь в научный диспут, но..
Не было в эпоху "расцвета империи" нормально с нарядами. Вот в эпоху развала стали проникать турецкие, индийские и китайские вещи, яркие и блестящие как ёлочные игрушки. А до того – тока самошвей! Да ещё и по башке можно было получить за "низкопоклонство перед западом"
Это не мифы, это так и было до 80-х годов. Другое дело, что бесвкусицы в одежде, точнее пофигизма, я в американках заметил более, чем в русских. Наши мне как-то на глаз более приятны.
rus_esmeralda
May. 24th, 2012 08:18 pm (UTC)
*шепотом*
похоже, американские мужчины разделяют твое мнение :)
Впрочем, одно дело американская провинция, другое - Манхэттен... столица американской моды :)

Я с тобой соглашусь. Можно было "загреметь" за низкопоклонство перед западом и за космополитизм, с которым так усердно тогда боролись. Мне кажется, хотя я рассуждаю как дилетант, что после нэпа 20-х у женщин нарядов поубавилось, как и возможностей их приобрести, а также мест, чтобы ими щеголять...
ygyshka
May. 27th, 2012 06:28 am (UTC)
запоздалый ответ
а "нормально с нарядами" для вас равно "нормально с одёжным импортом"?
lev_vz
May. 30th, 2012 05:01 am (UTC)
Re: запоздалый ответ
Нормально с нарядами, это как минимум возможность выбора между производителями, а не 100% монополия фабрик "Скороход" и "Большевичка". Вы знаете такие марки обуви и одежды?
И цветовая гамма, не ограниченная серым, чёрным и коричневым цветами. Ах да, ещё тёмно-синий..
Фасонов я не касаюсь, ибо в этом не разбираюсь
smeyanka
May. 17th, 2012 08:09 pm (UTC)
Очень интересная статья, необычный взгляд и объяснение про "родовую травму".
Я, хотя вроде бы равнодушно отношусь к одежде, ненавижу шоппинг и не мечтаю о платьях, но где-то в глубине души знаю, что у меня это просто от того, что моя фигура в реальности не соответствует моим же представлением о том, какой должна быть девушка. И вот если бы я была такой девушкой, тонкой, изящной - а такой я быть не смогу никогда, даже если похудею до скелета, потому что именно, что скелет у меня другой - так вот, если бы я была такой, то уверена, у меня была бы куча одежды и я бы любила ее примерять, покупать. И, наверное, и замуж бы вышла, что сейчас для меня неприемлемо, потому что все-таки хоть один раз можно побыть принцессой, именно принцессой в белоснежном платье. Но, увы, т.к. эстетичность для меня очень важна, то я сама не вписываюсь в мои идеальные девичьи параметры. А раз нет - то интереса к одежде на другие параметры у меня нет. Вот такая вот "родовая травма" в моем случае:)
rus_esmeralda
May. 18th, 2012 03:20 am (UTC)
А я помню, когда была подростком, завидовала полненьким! Они-то могут похудеть... а мне что делать? Только ложиться на операционный стол с риском тяжелых осложнений! Я реально думала о таком варианте.
Поэтому я красилась и носила каблуки (хаха, и продолжаю в том же духе) первоначально, чтобы выглядеть хоть чуточку постарше... Сейчас мотивы уже другие.
Я в Америке только начала носить кроссовки... а дело все в мексиканках. Они встречаются (и зачастую) еще ниже ростом :)

Яночка, мне кажется, глупо переживать из-за веса и свадьбы! Это же совсем не причем.
Может, если никак похудеть не получается, то и не надо? Разве в весе дело?
Есть человек, которого я очень уважаю... она для меня своего рода гуру. Так она вряд ли худее тебя! А держится молодцом :)
smeyanka
May. 19th, 2012 11:25 am (UTC)
А мне наоборот - всегда казалось, что худым быть всегда лучше, чем толстым (полным):) и с маленькой грудью:) ну, если не брать крайную худобу, то на них и одежда всегда лучше сидит, ее подобрать легче, вообще, легче бегать-прыгать и т.д. Саму меня раскормила бабушка года в 3 или раньше, потом я прочитала, что людям, которые поправились в детстве, трудно похудеть во взрослом возрасте, т.к. количество жировых клеток закладывается в детстве, и потом уже не пропадают при похудении, а только "сдуваются", но чуть что - и они снова наполняются. Не невозможно, конечно, но трудно просто похудеть. И ничего не "перерастает", и поэтому, если у меня будут дети, я постараюсь, чтобы они не повторили меня в детстве.
Очень надоело уже это все, хочется забыть про вес раз и навсегда! но я не могу себя принять такой, это не я, я несчастлива такой, а похудеть - получается, просто это небыстрый процесс и у меня часто кончается сила воли:) так что все-таки - надеюсь на лучшее (для меня:)
спасибо тебе за поддержку! ушли от темы твоего поста:)
rus_esmeralda
May. 20th, 2012 05:03 pm (UTC)
Я набрала однажды 14-15 килограммов. Сбросила, впрочем :) И тоже не сразу...
А еще у меня есть подруга, которая все детство и вплоть до 22-23 лет была полненькой, а сейчас постройнела! Небыстро, но возможно же.
Сила воли - дело такое... у всех с ней проблемы.
И у меня тоже! Правда, дело касается не похудания или бросания курить, а скажем, работы :(
smeyanka
May. 21st, 2012 11:19 am (UTC)
Да, все возможно! И ты большая молодец, и подруга.
Ничего, все будет, как говорится. Наше от нас не уйдет:) будем друг друга поддерживать:)
les_ni
May. 21st, 2012 03:24 pm (UTC)
По-моему,русским женщинам еще со времен Рюрика втолковывали,что брать надо исключительно интеллектом и остроумием,а красивая внешность и украшения,макияж-это неприлично,низко.Представляешь,СКОЛЬКО веков это все сидело у женщин в подсознании,сколько времени зрел их протест против всех этих правил и условностей?Естественно,что после того как бедные российско-советские женщины получили наконец некое подобие свободы и выбора,они,как изголодавшиеся львы на добычу,бросились носить все подряд!
rus_esmeralda
May. 21st, 2012 04:24 pm (UTC)
Вряд ли со времен Рюрика, честно говоря :) Мне кажется, все не так страшно!
Однако интересно было бы узнать, как одевались российские женщины в сравнении с западными, скажем, до 1917 года. Наверное, такую информацию можно обнаружить в какой-нибудь истории мод, но искать лень...
les_ni
May. 21st, 2012 05:34 pm (UTC)
Кстати да,интересно.Надо будет поинтересоваться на досуге.
( 17 comments — Leave a comment )