?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Во время своего последнего визита наблюдала, как Россия сходит с ума под давлением пропаганды о повышении рождаемости. Пропаганда, замешанная на провинциальном (впрочем, не обязательно, но преимущественно) "домострое" и допотопности взглядов, - это жуткая вещь.

Совсем молодые девчонки (моего возраста и моложе) в задумчивых откровениях говорят нечто вроде: "Мужчины нет. Родить бы ребенка хоть бы для себя, а то живу что ли зря"... Нет, ну вдумайтесь! Молодые, симпатичные, перспективные будут думать о том, что живут зря. Кошмар да и только. 

Впрочем, это так, эпиграф, для затравки.

Я тут на днях познакомилась с интересной статьей О демографии руководителя Центра демографии и экологии человека, доктора экономических наук Анатолия Вишневского. Кого-то смутит 2005 год выхода лекции профессора, но я уверена, что для таких глобальным процессов, как демографические тенденции, пяток лет не принципиален.

Оказывается, у меня очень сходятся взгляды с этим ученым!

Вот например:

"Вы спрашиваете, чем объясняется снижение рождаемости в развитых странах. Если вы спросите домохозяйку на улице Москвы, Парижа, Лондона, Токио, то она вам скажет, что все дело в том, что у нее маленькая квартира, что не хватает зарплаты, что она не может совмещать работу с семейными обязанностями, что если построить столько-то детских садов, то она родит, — и так далее. Но демографы не слишком верят таким ответам, потому что знают: снижение рождаемости идет рука об руку как раз с улучшением жилищных условий или ростом зарплаты. Чем богаче становятся страны, тем ниже в них рождаемость."

Или

"Как я говорил, сейчас для того, чтобы даже просто преодолеть депопуляционную тенденцию и стабилизировать число женщин, способных рожать, нужно хотя бы на какое-то время увеличение рождаемости до 2,5-3 детей на одну женщину. То есть мы должны сделать так, чтобы женщины стали рожать вдвое — втрое больше. Но это многие страны уже пытались сделать, и у них это не получилось. Пытались делать это и мы, и у нас это не получилось. Я, кстати, не говорю, что это вообще невозможно. Я просто считаю, что это маловероятно, потому что мотивации нет ни у кого, ни у женщины, ни у семьи, ни у государства."

Ну и главное, наконец.
Помните, я писала о том, что мир перенаселен Смотрите, я говорила о том же, что и ученый-демограф:

Может быть, все дело в том, что логики национальных интересов недостаточно для объяснения такого сложного явления, как снижение рождаемости? Вправе ли мы оставаться только в рамках этой логики? Ведь все-таки наши страны, как бы мы их ни любили и как бы мы их ни отделяли от других, — это часть всего человечества. То, что произошло в XX веке с человечеством и что было вызвано очень благотворными изменениями, а именно снижением смертности во всем мире, послужило в то же время источником большой беды.

Не для проведения прямых параллелей, а просто для пояснения своей мысли скажу, что в животном мире бывают такие ситуации, когда популяции неожиданно быстро размножаются, например, популяции мышей вдруг размножаются необыкновенно быстро. Тогда нарушается баланс между популяцией и средой. Вследствие этого начинаются процессы, в том числе и внутри популяции, появляются механизмы, которые подавляют размножение, возрастает агрессия, в конечном счете, популяция сокращается до исходной численности, в основном вследствие подъема смертности.

Люди, конечно, не животные, но какие-то системные закономерности, наверное, существуют для всех. Демографическая проблема переросла уровень отдельной страны и стала проблемой всего мира: мир перенаселен. За всю историю человечества до начала ХХ века население планеты выросло всего до 1,6 млрд. человек. А за XX век оно почти учетверилось, сейчас на Земле живет 6,5 миллиарда человек.




Антропогенные нагрузки на ресурсы планеты, и природные, и экономические, чрезвычайно возросли, возможно, стали уже чрезмерными. И система дает сигналы: люди должны привести свою численность в соответствие с возможностями мира, в котором они живут. Они могут это сделать так же, как животные, то есть через подъем смертности — спонтанный, в результате спровоцированных деятельностью людей стихийных бедствий, возникновения невиданных эпидемий и т.п., либо сознательный, связанный, например, с применением смертоносного оружия — ядерного, бактериологического, могут еще какое-нибудь придумать. Но, в отличие от животных, люди могут пойти и по другому пути, а именно сознательно сократив рождаемость. И пока они, к счастью, движутся именно по этому пути.

Я не вижу ничего удивительного в том, что те страны, которые указали человечеству путь к снижению смертности, то есть по существу страны европейской культуры, указывают путь также и к прекращению демографического взрыва и последующему уменьшению численности мирового населения. Они вырабатывают механизм сокращения численности населения не через повышение смертности (которое может обернуться исчезновением человеческой цивилизации), а через снижение рождаемости. И испытывают его на себе, в каком-то смысле против своей воли и своих интересов. Но ведь это системная реакция человечества, которая не зависит от воли одного человека или одной страны. Поэтому снижение рождаемости, которое не отвечает интересам и логике существования России, Германии, Японии, Соединенных Штатов Америки, может отвечать логике существования всего человечества в целом. Это парадокс, в этом есть противоречие, но так бывает.




А вообще, статья интереснейшая. Прекрасные выкладки, графики по проблемам демографии, миграции, состава населения. Интересующимся рекомендую!

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
belaj_taide
Aug. 30th, 2012 08:13 am (UTC)
очень интересно.
Вот, кстати, в США сейчас как раз хорошие показатели рождаемости. На удивление. Может, конечно, благодаря, латиносам.
madame_marfa
Aug. 30th, 2012 08:29 am (UTC)
и во Франции самая высокая рождаемость в Европе, благодаря арабам...
rus_esmeralda
Aug. 30th, 2012 02:20 pm (UTC)
Да, благодаря иммигрантам.
Он там в статье пишет, что иммигранты первого и второго поколения сохраняют традиции своей страны. Отсюда - и 3,4,5 детей в семье латиноамериканцев. А еще есть арабы (не так много, как в Европе, но все равно есть), индийцы...
А вот китайцы (которых тоже много) продолжают, по-моему, политику одна семья - один ребенок. Во всяком случае, ни разу не встречала здесь многодетных китайцев.

Edited at 2012-08-30 02:20 pm (UTC)
maria_efanova
Aug. 30th, 2012 08:24 am (UTC)
Любопытная статья, да. Спасибо, Юля!
Ты просто из интереса читаешь такие вещи? :) Или что-то пишешь сейчас по этой проблеме (не считая этого поста?
rus_esmeralda
Aug. 30th, 2012 02:28 pm (UTC)
Привет, Маша! Рада тебе :)
Да, я интересуюсь такими вещами. Читаю много на эту тему, но писать пока ничего не пишу. Мне кажется, подобную "крамолу" публиковать стануть только очень продвинутые и либеральные издания. А в ЖЖ пиши не хочу (вот я и пишу).
Так сложилось, что мне не по барабану на этот мир, на нашу уютную планетку. Пока любители махать флагами разных цветов твердят о щастьях и здоровьях нации, кто-то все-таки должен подумать о мире В ЦЕЛОМ. После эмиграции я совсем космополитизировалась, ага.
И очень приятно было увидеть мнение авторитетного ученого, совпавшее с моим.
maria_efanova
Aug. 30th, 2012 02:53 pm (UTC)
Понятно :) Мне тоже было очень интересно читать и тебя, и ученого.

Кстати, разделяю и твой космополитизм тоже :)
madame_marfa
Aug. 30th, 2012 08:28 am (UTC)
я, когда об этом всём думаю, хочу стать кошкой, чтоб лежать на диване и не знать что я - кошка.
rus_esmeralda
Aug. 30th, 2012 02:22 pm (UTC)
Что ж вы так сразу кошкой стать? Можно и будучи человеком лежать на диване, покуривать что-то веселое и не париться о проблемах мирового масштаба :))))

А если серьезно, то я думаю, что у человечества есть еще надежда и будущее! Такой я неисправимый оптимист.
queen_of_hearts
Aug. 30th, 2012 02:48 pm (UTC)
У меня подружка демограф. Иногда достаточно психолога при женской консультации посадить для уменьшения количества абортов. Они проводили какую-то акцию, несколько девушек, собиравшихся прерывать беременность, решили рожать, потому что иногда причины дурацкие - "ну как-то невовремя, надо ремонт делать и в отпуск ехать".
А вот в Норвегии вродебы дают сразу гражданство приезжим женщинам, которые имеют 4-х или более детей.
rus_esmeralda
Aug. 30th, 2012 03:43 pm (UTC)
Здравствуйте. Вы здесь какими судьбами?

Наивность просто умиляет: "Ремонт делать и в отпуск ехать"... Наверное, такие психологи нужны. Для самих женщин, в основном. А еще контрацепцию нужно уметь использовать, чтобы абортов этих было меньше...

Норвегия страна замечательная, конечно. Но я бы не согласилась на детей даже если бы мне выплачивали зарплату топ-менеджера, подарили яхту и феррари ;))))
queen_of_hearts
Aug. 30th, 2012 11:04 pm (UTC)
Здрасьте, а чего, нельзя комментировать?
Нашла где-то у друзей в ленте.
Я б согласилась на детей, если б за них американское гражданство давали, прям побежала бы срочно делать. А то норвежский этот учить еще.
rus_esmeralda
Aug. 30th, 2012 11:45 pm (UTC)
Просто интересуюсь. Любопытная я.
Играйте в лотерею гринкард! Некоторым же везет :) И детей совершенно не обязательно рожать :Р
queen_of_hearts
Aug. 31st, 2012 12:01 pm (UTC)
Ой нет, там такие условия, не фонтан, я для такого старовата.
e_d_i_n_o_r_o_g
Aug. 31st, 2012 05:43 pm (UTC)
Чего-то видимо Тверь не в России находится, никто с ума у нас по данному поводу не сходит.
rus_esmeralda
Aug. 31st, 2012 06:01 pm (UTC)
Ну, видишь, чтобы получить порцию огромную порцию сумасхождения за раз мне потребовалось уехать на полтора года из России, выйти замуж, потом вернуться погостить... из-за факта моего бракосочетания последовали идиотские вопросы "а когда же дети?" и мой ответ, что, похоже, никогда.
Откровенность всегда вызывает ответный взрыв эмоций. Вот и началось...
smeyanka
Sep. 20th, 2012 06:37 pm (UTC)
Мне повезло в том, что среди моих близких подруг вот только недавно началось "размножение", т.е. лет в 28. И сейчас я уже пару раз слышала от тех же своих адекватных подруг "давай уже, дари своим родителям внуков". Вообще, хоть и люблю своих подруг, но такие мысли, выраженные в таком виде - мне странно слышать. Думаю - неужели это я так изменилась, мне бы в голову не пришло так спросить о детях, так выразиться, даже со смайликами в конце. Или это они - изменились?
rus_esmeralda
Sep. 20th, 2012 07:56 pm (UTC)
Размножение - хорошее словечко.
Мне кажется, что это вопрос - верх наглости... но это мнение только мое. Опыт показывает, что его мало кто разделяет.

Я думаю, что подруги изменились, а не ты, хотя я тебя относительно недавно знаю. С людьми что-то происходит, когда они заводят детей или же задаются этой целью.
smeyanka
Sep. 21st, 2012 03:10 pm (UTC)
Если бы от малознакомого человека услышала - тоже бы подумала про наглость. А тут все же близкая (когда-то) подруга... думаю, может неудачно выразилась? а может, и вообще не обратила внимание на формулировку, действительно, может, она сама изменилась. Думаю, ты права, я слышала, что она активно планирует, возможно, мысли все повернуты на одну тему.
( 18 comments — Leave a comment )