?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Трилогия Звягинцева



"Возвращение" я посмотрела пару месяцев назад.


Когда вернулась из поездки в России, посмотрела "Елену". Наконец, дошла очередь и до "Изгнания" Звягинцева. Я намеренно не смотрела его раньше, ловила настроение. Для таких фильмов не подойдет любой день. А вот мрачный, как сегодня, со свинцовым небом, воющим ветром и штормовым предупреждением - в самый раз.

Восторг. Замирание сердца. Искусство, одним словом. От встречи с настоящим искусством обязано замирать сердце.
Да, я знаю, что много пишу о кино в последнее время. О хороших и интересных картинах, которые мы с Мистером посмотрели, лежа на диване. Попсовую ерунду я вообще не смотрю. У меня есть несколько способов фильтровать фильмы перед просмотром, и ерунды в мой список просто не попадает. Но Звягинцев - это режиссер совсем другого порядка. Смело ставлю в ряд с Фон Триером, Кубриком и даже - с Тарковским.

Подобные фильмы часто ругают за "тягомотину", за многоминутные общие планы, сцены многозначительного молчания.
Вы знаете, что я люблю кино. Но есть его жанр, который я физически не переношу. Экшн. Я не могу это смотреть, это мелькание и мельтешение меня утомляет. Кстати, если встречаю подобное в литературе, тоже не могу читать (фэнтези часто грешит подобным).

Мне нравится, когда автор или режиссер дают нам время поразмыслить, обжиться в их мире. Такие фильмы, как у Звягинцева, нельзя пить залпом. Над ними надо думать до (настроиться, точнее) после и во время просмотра.
Поэтому я обожаю затяжные панорамные планы. В "Возвращении" природа просто потрясающе красива. Она как будто отдельный персонаж в фильме, настолько велика ее роль.

Но и пустынные улицы города N, и сельские сероватые пейзажи в "Изгнании", и панорамы центра и даже окраин Москвы в "Елене" получились прекрасными. Потому что прекрасное можно увидеть везде, если постараться.

Две первые картины так называемой трилогии Андрея Звягинцева (хотя сюжетно три фильма никак не связаны, принято считать их именно трилогией) - вне пространства и времени, вне георграфических границ. В стране N вроде бы как запрещены аборты, но разрешены азартные игры. Не надо пытаться определить, где и когда происходит действие. Как я и писала о "Возвращении", неважно это. Герои говорят на русском... но опять же, здесь несущественно, кто они по национальности. Они небогаты, но и это неважно. Главное - эмоциональная и духовная составляющая картин.


В "Возвращении" в семью приезжает отец, пропадавший где-то двенадцать лет, и берет своих детей в поход, пытаясь если не восполнить двенадцать лет, то воспитать в мальчиках что-то за эти несколько дней. Один из сыновей не верит отцу. Чтобы сын принял его, отцу надо было умереть. Христианский символизм прозрачен.



"Изгнание" до краев наполнено библийскими символами. Даже больше, чем "Возвращение". К примеру, дочь, 7-8-летнюю девочку, зовут Ева. Дети, оставаясь на ночь в другой семье, у друзей, перед сном читают отрывки из Библии и собирают пазлы с библейскими сюжетами.
Отрывок, кстати, очень символичный. Он часто используется во время венчания. У нас, например, использовался.

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не
завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не
раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит"
Библия, Новый Завет, «Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам»

Просмотр фильма наводит на мысль очень важная составляющая брака - духовная. Если ее нет, то однажды можно проснуться и понять, что рядом - чужой человек. Но что-то менять будет уже поздно. Страшно подумать, но миллионы людей так и живут - в отчуждении, в своей же семье. При этом они даже могут выглядеть со стороны вполне благополучной семьей - как показанная в фильме.

Герои "Изгнания"


Вот интересный факт об "Изгнании": "Съемки фильма проходили в нескольких странах — во Франции и Бельгии, где снимались городские экстерьеры, в России, в Москве — павильонные, интерьерные съемки, а также в Молдове, где специально для съемок был построен дом, мост через овраг, церковь, а также кладбище рядом с церковью. Особенно сложно оказалось спроектировать церковь и кладбище — они не должны были содержать очевидных признаков принадлежности какой-то определенной конфессии".

В "Изгнании" в центре женщина по имени Вера (снова символ, да). Она мать двоих детей, беременная третьим ребенком. Она признается мужу, что ребенок не от него. Мужа, Александра, играет Константин Лавроненко, тот самый, кто играл отца в "Возвращении". Многие считают, что фильм о нем - о его душевных страданиях, раскаянии и боли, когда он понимает, что убил свою жену, заставив ее пойти на аборт. На самом деле, он убивал ее медленно и верно еще задолго до этого: невниманием, отчужденностью.


Его брат Марк, который символизирует, как говорят критики, темную сторону души, когда Алекс приходит к нему за советом, говорит: "Что ты ни сделаешь, всё будет правильно. Хочешь убить — убей, и это правильно; хочешь простить — прости, и это правильно..." Действительно, человек способен найти оправдания для любых поступков. Способен заставить себя поверить в то, что это правильно, в надежде заглушить (а иногда и заглушая) будущие муки совести. Все можно выставить правильным и правым делом - важно, с какой стороны посмотреть.

Но для меня главный персонаж картины все же она, Вера. То, насколько мучается героиня, прекрасно передано в ее монологе ближе к концу фильма. Потрясающая актриса, решила я. После просмотра прочитала, что Марина Бонневи - шведка, а дублировала ее Елена Лядова. Я бы никогда не подумала, что это дубляж...
Мать семейства получилось таким возвышенным, ангельским созданием, которому действительно не место на земле, где разучились любить, в семье, где все чужие, как она сама говорит. Я согласна с утверждением, что самоубийство - это не выход. Более того, согласно тем же христианским ценностям, это большой грех. Но в этом случае почему-то хочется оправдывать самоубийцу Веру. А еще я до конца не могла поверить, что она изменила мужу. И я оказалась права...


В центре всех трех фильмов - семейные драмы и смерть. Это то, что их объединяет. В остальном, "Елена" поставлена на противопаставлении. Две первые картины - витают в безвременье, в каком вымышленном, альтернативном, очень по-тарсковски мире. Место действия "Елены" - Москва, наши дни. Реально существущее кафе, фитнес-клуб, ж.д станция, а также совершенно актуальные житейские вопросы, которые пытаются решать современные россияне. Например, где взять нахаляву денег и как отмазать сынка от армии.



Образ самой Елены - противопоставление Вере из предыдущей картины. Это мещанство и "вещанство" (позволю себе неологизм от слова "вещи") в квадрате, нет, в кубе! Просмотр передач российского "1 канала" с утра до ночи чего стоит.
Интересно, "1 канал" не считает, что его в фильме дискредитируют, делая олицетворением дешевизны, узости мышления и пошлости? Хотя, может быть, они считают, что это хороший продакт-плейсмент, в который заложена мысль о том, что нас, де, смотрит вся Россия. Та самая, которая 63% проголосовала за Путина, попивая пивасик и пялясь в ящик. Та, которой все всё должны.


Также, как я могу оправдать Веру, не способную жить с "чужим-своим" мужем и выбравшую смерть, я не могу и не хочу оправдывать Елену, цинично убившую Владимира - обеспечивающего ее богатого человека, чтобы забрать его деньги и отмазать внука-гопника от армии.
Мне кажется, этот фильм надо давать смотреть людям, чтобы потом проверять, как лакмусовую бумажку. Те, кто будет симпатизировать семейке Елены, - те самые, из-за кого мы так недовольны страной. Пофигизмом, раздолбайством, грязью на улицах и в подъездах, коррупцией, в конце концов. Но они не выдержат такого "кина", ибо скучно, а по телеку как раз "Дом2", ну или "1 канал", что не так принципиально.

Наверное, я сильно скатилась в "социалку". Надо было и в "Елене" искать духовность. Но не получается. Наверное, потому что ее нет. Разве что... персонаж Екатерины, дочери Владимира от первого брака. Ведущая вольный образ жизни девушка, не желающая заводить семью, мотивируя это тем, что все мы "гнилое семя", она, по крайней мере, честна (как и ее скупые слезы на похоронах отца на фоне показных рыданий Елены). А еще - по-декадентски изящна. Кстати, в роли - красавица Елена Лядова.



Еще из всех трех "Елена" - самый безысходный фильм. В "Возвращении" есть надежда, что сыновья вырастут людьми. В "Изгнании" тоже есть надежда, что и у этой семьи есть будущее. А в "Елене" - надежды нет. Вообще. Когда семейство гопников въезжает в квартиру убитого мужа Елены, понимаешь, что вот оно - будущее, каким его показал Звягинцев. Хотя, может быть, все толстые намеки - неправда, и Россия действительно идет из светлого настоящего к светлейшему будущему, как уверяет центральное ТВ.


Comments

( 16 comments — Leave a comment )
4erkio
Sep. 19th, 2012 05:29 am (UTC)
Хороший отзыв, захотелось посмотреть, спасибо!
rus_esmeralda
Sep. 19th, 2012 04:24 pm (UTC)
Спасибо тебе!
Да, это такие фильмы, если интересуешься авторским/фестивальным и вообще умным кино - must see.
mega_w0man
Sep. 19th, 2012 06:03 am (UTC)
Я из трех картин смотрела только "Елену". Что и сказать, после этого я поняла почему Путин выиграл на выборах и что НИЧЕГО в этой стране не изменится пока во главе угла будет вот такая модель общества. Любителей халявы, пивасика и безответственных лентяев как семья у этой Елены.
rus_esmeralda
Sep. 19th, 2012 04:23 pm (UTC)
У тебя тоже такие ассоциации возникли? Вот и у меня тоже.
Депрессивно, однако, получается.
mega_w0man
Sep. 19th, 2012 04:36 pm (UTC)
Юльчик, семья Елены, с безработным папашей лентяем, сынком-ОБОЛТУСОМ, которого надо отмазывать от армии, бездумно беременеющей маманей в халате - это подавляющее большинство семей в бывшем союзе. Не только в России, а и Украине, Белоруси... Понимаешь, эти семьи находятся вне нашего круга - мы-то общаемся с людьми другого уровня, вот нам и кажется, что это что-то ТАКОЕ ИЗ РЯДА ВОН.
На самом деле таких семей у нас на Родине - полным полно. Они живут в неремонтированных хрущовках, смотрят телек, пьют пиво на диване, чешут пузо, ничего не хотят, кроме как на шару, ни к чему не стремятся, рожают в 18 лет, не задумываясь о том, кто их детей будет поднимать. И путин для них ОК. И наш Янукович, который две ходки в тюрьму сделал - тоже ОК. Потому что оно им понятно, близко и родное. У них нет никаких проблем из моих и твоих - визу не дают, какой бы язык еще выучить, куда бы поехать отдохнуть, какой придумать бизнес интересный... Это все за гранью для них. Как и они для нас. Просто два мира. И, к сожалению, их мир в большинстве:(
rus_esmeralda
Sep. 20th, 2012 03:51 am (UTC)
Подпишусь под каждым словом.
Все-таки Звягинцев молодец, что снял именно такой фильм - без прикрас, только правда.
Полезно посмотреть этому обществу в глаза, а то мы, как-то забываем какое оно на самом деле...
belaj_taide
Sep. 19th, 2012 07:07 am (UTC)
у меня тоже возникло желание посмотреть эти фильмы. вот, что значит сила слова.
rus_esmeralda
Sep. 19th, 2012 04:22 pm (UTC)
*краснея* Засмущала ты меня с силой слова!
А фильмы действительно того стоят. Причем их лучше смотреть не сразу, а по очереди, когда есть настроение.
Когда смотришь обычный фильм, отдыхаешь. А эти, чтобы воспринять, надо поработать что ли.
belaj_taide
Sep. 22nd, 2012 09:09 am (UTC)
Рецензии действительно получились такими, что не у меня одной возникло желание посмотреть. Так что не смущайся про силу слова. Да и посмотреть стоило.
Я посмотрела пока только "Изгнание". Понравился видеоряд - все очень красиво снято. Вспомнился Тарковский, да. Тоже кровать, дом. И музыка очень подходит. Много символизма (очень понравился момент, где дети не собирают картину Да Винчи "Благовещенье").
Герои получились несколько мертвыми, неживыми, поэтому у меня не получилось по-настоящему им сопереживать и сочувствовать. Но это образы, аллюзии, задумка автора. Фильм-предостережение, что нельзя допустить, чтобы родные и близкие в твоей семье стали "мертвыми".
Вера ангельским созданием совсем не показалась. Показалась несчастным до глубины души человеком, надломленным, может даже душевнобольным.
Фильм непростой,многим может не понравиться. Очень сложно объяснить действия героев с рациональной точки зрения.
rus_esmeralda
Sep. 24th, 2012 01:26 am (UTC)
Классно, что ты посмотрела! Я согласна, "Изгнание" - самый непростой и труднобъяснимый с помощью логики фильм. Два другие более логичны и чуть менее пронизаны символами.

Ангельским созданием... может быть, я не точно выразилась! Она как бы не от мира сего, но я не хотела говорить так, потому что это имеет некий негативный оттенок. Негативных эмоций эта героиня у меня, тем не менее, не вызвала. Я хотела подчеркнуть, что она человек, а вроде бы и не совсем. Ей неуютно и плохо в человеческом мире... как-то так.
tusishvili
Sep. 20th, 2012 01:38 am (UTC)
Здорово написала, молодец. Я Елену тоже смотрела, причем с мамой, незадолго до отъезда насовсем. Действительно, очень безысходный. Хотя там знаешь, был интересный момент, когда сынулька шлялся по лесу. Вот тогда мне тоже почему-то стало его жалко и страшно, что щас чернуху покажут какую.
Кстати, шоу "давай поженимся", что там по телевизору показывают я сама смотрела одно время. Каюсь:) Единственное шоу, что я с первого смотрела. В первое время тут как-то очень хотелось чего-нибудь глупого по-русски:))

Изгнание не смотрела, но очень хочу.
rus_esmeralda
Sep. 20th, 2012 03:44 am (UTC)
Привет! Я вдохновилась, и вот накатала пост вчера :)
Посмотри "Изгнание" обязательно.
Да ну, перестань, вы мы не без греха. Я тоже смотрю, точнее слушаю фоном российское ТВ - Bести24 (оно в Инете круглосуточно транслируется, а у нас DVD-проигрыватель к Инету подключен), когда делаю уборку... Узнаю оттуда, куда сегодня съездил Путин и кому дал по шапке. Каждый раз думаю, ну их нифиг, все равно ничего нового не скажут, лучше музыку послушаю или CNN какой-нибудь. И все равно включаю эти Вести. Вот что значит привычка - вторая натура.
smeyanka
Sep. 21st, 2012 05:32 pm (UTC)
Как ты хорошо написала, мне захотелось начать просмотр прямо сейчас! но дождусь подходящего настроения и погоды:)
по-моему, у тебя талант писать рецензии, серьезно! захватывает!
а какие у тебя способы фильтровать фильмы, если не секрет?
rus_esmeralda
Sep. 22nd, 2012 01:25 am (UTC)
Спасибо!
Люблю я кино. Я дважды конкурс выигрывала с мини-рецензиями в журнале. Еще в России :)

О фильтрах.
Ну, во первых, мейнстримные комедии я почти не смотрю, ужасы, фантастику (особенно научную про космос и т.п.) редко, детективы не жалую. А экшн в принципе не могу смотреть, ибо мне плохо от мельтешения. Это уже фильтр.
Остаются драмы и артхаусные комедии. Еще люблю документальное кино, но почему-то про него пишу мало.
Вот недавно смотрела фильм "Джайро. Мечты о суши" - история 80-летнего японца, посвятившего жизнь изготовлению суши и совершенстованию мастерства.
Во-вторых, в помощь есть Нетфликс - сайт такой в Америке, на котором мы кино смотрим. Там есть рейтинги. Ты даешь оценку всем фильмам, которые когда-либо смотрел.
Да, если сделать за раз, это полдня займет, наверное. Таким образом, сайт создает профайл предпочтений и угадывает, понравится ли тебе тот или иной фильм. Чаще всего - правильно.

Российские фильмы я смотрю исключительно авторские. Мейнстрим - жалкое подражание Голливуду.
Других даже открывать смысла нет. Иногда гляну рецензии, если сомневаюсь.
lhelen
Feb. 12th, 2013 06:31 pm (UTC)
спасибо за такую прекрасную рекомендацию! обязательно посмотрю!!!
rus_esmeralda
Feb. 12th, 2013 09:22 pm (UTC)
Конечно, это не самое легкое для просмотра кино, но если ты ценишь авторское, должно понравиться :)
( 16 comments — Leave a comment )