?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очень хорошо, что я об этой истории недавно вспомнила. Дата все-таки круглая приближается.
В марте 2013 года исполнилось 10 лет с тех пор, как я опубликовала свой первый материал. Мы с соавтором - одноклассницей - опубликовали фельетончик о "школе города N", а редактор возьми да подпиши его нашими настоящими фамилиями! Однако обо всем по порядку.



...Это было давно, но самая что ни есть правда. Я училась в 10 классе. Читала фэнтези, носила фенечки, верила в настоящую любовь. Собственно, десят лет спустя мало что изменилось. И я сейчас больше похожа на ту девочку, чем, скажем, в 21 год.
Училась я хорошо, без "троек". В основном, благодаря так называемому "гуматирному" классу, в котором детей не так доставали с точными науками, как в "математическом" классе. В моем классе были дополнительные часы истории, русского, литературы и английского, против которых я совершенно не возражала.
С точными науками у меня было очень неважно. Я помню, как прочитала где-то, что у Пушкина с математикой в Царскосельском лицее было плохо. Обрадовалась. Наша школа тоже называлась "лицей", а в холле красовался профиль Пушкина во всю стену.


Из школьных предметов мне больше всего нравилась литература. Для меня было странно, что это предмет может даваться кому-то с трудом. Что может быть проще, чем читать книги и писать по ним сочинения? Сочинения я писала без черновиков, поздно вечером, иногда даже рано утром перед школой. Относилась у ним в высшей степени небрежно, слишком легко они мне давались. Несмотря на это, к 15 годам я уже выиграла несколько олимпиад по литературе, заняла второе место по области (в 16, в 11 классе, я заняла первое по области).
Книг я читала очень много. В основном, конечно, не по школьной программе. Но и по программе читала тоже, потому что к старшим классам поняла, что образованному человеку это нужно.
Я не занималась в школьные годы ни музыкой (слуха нет - "не мучайте ребенка", как сказала добрая тетя в музыкальной школе), ни рисованием, ни танцами, ни спортом. Разве что гимнастикой летом и ролевыми играми в старших классах. Родители меня никуда не отдавали, когда другие дети бегали по всяким кружкам.
Поэтому, наверное, у меня было так много свободного времени в средней школе. И я без конца читала разные книги - взахлеб.

Складывать слова в предложения, предложениия в текст, придавать ему смысл, наделять индивидуальностью - сам этот процесс доставлял мне ни с чем не сравнимое удовольствие. Да что уж там, доставляет до сих пор.
Уже лет в 12 я твердо решила: буду писателем. Даже начинала писать книгу. Фэнтези, ага. Однако, я узнала с помощью тогдашнего медленного и скрипучего Интернета, что писателем быть сложно. Во-первых, много таких желающих. Во-вторых, опубликовать что-то очень непросто. В-третьих, мне хоть и нравилось писать, но глобальных идей, которыми бы хотелось поделиться с миром, не было. Решила вполне резонно, что я глупая еще, опыта жизненного мало, чтобы быть писателем.

Буду пока журналистом. А чтобы стать журналистом, надо опубликовать статью в газете! Все просто. Газета - статья - журналистика. Главное, найти газету, которая согласилась бы меня опубликовать.
У меня была подруга, соседка по парте. Она тоже очень любила литературу и писать сочинения. Мы разговорились как-то на эту тему. Одноклассница, оказывается, тоже думала о газетах и публикациях.
Недалеко от школы мы случайно обнаружили странное заведение - разваливающееся крылечко с вывеской "Молодежная газета "Диалог". Мы собрались с духом и пришли.
Нас встретила редактор - приятная женщина, блондинка лет сорока. Посмотрела на наши школьные сочинения, похвалила. Рассказала о газете. Она выходила раз в неделю в виде вкладыша в газете "Московский Комсомолец". Я потом целых два года проработала в местном "МК" - мой рекорд по длительности работы в одном месте.
- Напишите, девочки, что-нибудь о своей школе. Какие у вас там есть проблемы? Что вас волнует? Если интересно получится, мы тот час же опубликуем.

Дальнейшая неделя прошла в раздумьях. О чем написать? Какие у нас проблемы в школе?
Самой большой нашей "любовью и болью" была школьная столовая. Мы решили, что напишем о ней фельетон в стиле Ильфа и Петрова и назовем "Школьная столовая города N".

Мы бегали в столовую при любой возможности, даже если не хотелось есть. Покупали плюшки по полтора рубля, чай по пятьдесят копеек. Сидели за столиками, как взрослые в кафе! Или даже в баре. А на 5 рублей можно было устроить целый пир.
Как и следовало ожидать, вкусного в школьной столовой было мало. Выпечка была съедобной, скажем так. А вот вторые или первые блюда с какими-то подозрительными подливами вызывали рвотный рефлекс.
Пересладкий чай, от которого только больше хотелось пить, разливался из ведра в граненые стаканы, чистоту которых я поставила в нашей статье под сомнение.
Из буфетчиц только одна отличалась приветливостью. А вот уборщица, выжившая из ума старуха, люто ненавидела всех подростков. Она бесилась, когда видела сумки на столах. По ее мнению, сумки должны были лежать на полу. Но на грязный пол мне их не клали, и продолжали упорно складывать на стол в углу. Однажды она ворвалась в столовую, увидела сумку одной девушки на столе и с размаху бросила ее через весь зал. Ручки и тетрадки разлетелись, а девчонка и уборщица едва не подрались.

Информации для фельетона было предостаточно. К тому же, это сатира. Можно утрировать, перегнуть палку. Пошалить. Мы же не собираемся говорить в материале, что это столовая лицея №34. В других школах точно такие же столовые, а то и похуже. Мы выявим тенденцию, нарисуем собирательный портрет захудалой российской школьной столовой.

К сожалению, под рукой у меня нет того материала, чтобы его адекватно оценить. Он, материал, лежит где-то в России, в ящике моего старого стола.
Как мне тогда казалось, у нас получился неплохой творческий тандем. Подруга принесла мне свою часть. Я набрала обе на компьютере. Получилось около 5 тысяч знаков. Затем я распечатала наш труд дома на принтере, и мы отнесли его редактору.
Настоящими именами и фамилиями мы не стали подписываться. Выдумали какие-то смешные псевдонимы. Редактор похвалила нас за актуальность, сатиру и свежий взгляд и пообщала оставить псевдонимы.
Однако в первый наш визит мы заполнили анкету (что-то вроде "клуба юного журналиста"), где указали свои имена, фамилии и школу. Если бы мы только знали, чем это кончится...

...Статья вышла через полторы недели или около того. Однако о ее выходе мы узнали неожиданно.
На уроке биологии... нас вызвали к директору! Это был первый и единственный раз, когда меня вызывали к директору школы.
Вообще-то, я была скромным и правильным подростком. Пиво пила только по полбутылки за раз и в сторожайшей тайне :) Не курила. А мальчиков обходила за версту, потому что стеснялась их очень. Да они и сами обращали на меня мало внимания. Не была замечена ни в каких хулиганствах и безобразиях. В олимпиадах участовавала. В общем, не из тех, кто часто бывает у директора.
Директор сидел за столом. Высокий, полный, немного меланхоличный, он был учителем литературы и русского, хотя у нас ничего не вел. Ходили слухи, что директор школы был неравнодушен к алкоголю. Через несколько лет после того, как я окончила школу, я узнала, что его уволили за пьянство.
Перед ним лежала газета. С нашим материалом. В фельетоне редактор не изменила ничего, кроме подписи. Она подписала статью нашими настоящими именами! Мало этого, ниже, под фамилиями, стояла еще одна надпись "Школа № 34".
Немудрено, что разгромный фельетон оказался настоящей бомбой. Директор сказал, что зав столовой пришла к нему в слезах сегодня утром с этой статьей. И что наши шалости могут грозить школе внеплановой проверкой Санэпидемстанции и другими ужасами. Я была слишком скромной и испуганной, чтобы спорить. Однако в голове промелькнула мысль: столовая действительно не в порядке, а то бы они не боялись так этой проверки.

В тот день мы больше не учились. Сначала вместе с директором отправились к заведующей столовой. Очень полная женщина с красным заплаканным лицом и растекшейся по щекам тушью сидела в глубине столовой, за мойками, посудой и котлами.
Ее нам стало очень жаль. Она ведь старается сделать все как лучше. Но финансирование плохое, зарплата копеечная... Мы сказали ей, что кое-что преувеличили, рассказали о том, как нас обманула редактор. Хорошо поговорили с этой женщиной, душевно. Она сказала, что постарается устранить недостатки, а мы пообещали разобраться с редактором.

Затем нас вдвоем сняли с уроков, и мы пошли в редакцию. Ругаться. Нам казалось, что редактор совершила высшую несправедливость! Подставила людей, не только нас, но и нашу школу. Мы хотели показать тенденции! Хотели обратить внимание на недостатки всех столовых, а не этой конкретной. Город N в романах Ильфа и Петрова потому и город N, что он не настоящий, а утрированный.

Дамочка же сказала, что за свои слова нужно отвечать и что в ее понимании все описанное нами имеет место быть. Подруга бросила ей, что не надо было врать, что оставите псевдонимы, а речи об указании номера школы вообще не было. Мы попросили исключить нас из "клуба журналистов" и хлопнули дверью.
Однако через полгода я опубликовала несколько коротеньких заметок и эссе в других газетах города. В 11 классе - еще несколько статей. А выпустившись из школы, через два месяца неожиданно устроилась работать в редакцию - как штатный корреспондент.

Помню, как вечером в тот день рассказала родителям о своих приключениях. Дома меня совсем не ругали. Даже похвалили - впервые за день. Потом родители рассказывали эту байку всем родственникам и своим друзьям, а я - своим.

Вот такая история. Санэпидемстанция облаву на школу не устроила. А в столовой, в конечном итоге, по-моему, стало лучше. Злая старуха больше не атаковала ничьи сумки, а со мной и подругой весь персонал резко стал очень вежлив. Еда как была невкусной, так и осталась. Но ведь финансирование...


Comments

( 27 comments — Leave a comment )
maria_efanova
Feb. 3rd, 2013 06:02 am (UTC)
Юля, какой у тебя яркий старт был :))) Сейчас, конечно, воспринимается как веселуха, но представляю, что ты тогда могла пережить))
rus_esmeralda
Feb. 3rd, 2013 03:02 pm (UTC)
Самое страшное было, пожалуй, в кабинете директора! К концу дня уже "отпустило" :)
Я для себя тогда сделала кучу амбициозных пафосных выводов, что можно с помощью слова, журналистики что-то изменить.
А еще - определилась с профессией на какое-то время.
Поняла, что мечтать быть и быть журналистом это очень близко. Надо только поднять попу от стула :)
maria_efanova
Feb. 3rd, 2013 04:05 pm (UTC)
/Я для себя тогда сделала кучу амбициозных пафосных выводов, что можно с помощью слова, журналистики что-то изменить. /
А сейчас эти выводы еще актуальны? :)
rus_esmeralda
Feb. 3rd, 2013 04:06 pm (UTC)
Не так, как в 15 лет. Лишь в какой-то степени.
maria_efanova
Feb. 3rd, 2013 04:11 pm (UTC)
Наверное, я того же мнения :)
vasilichka
Feb. 3rd, 2013 06:15 am (UTC)
"Юлькина школа")) Такой классный рассказ получился, Юль!
rus_esmeralda
Feb. 3rd, 2013 03:03 pm (UTC)
Очень рада, что понравилось! Пока писала, погрузилась как будто заново в эту атмосферу 10-летней давности :)
stacie_elberg
Feb. 3rd, 2013 06:48 am (UTC)
Ну вот, тихоня тихоней, а такие истории :))))
rus_esmeralda
Feb. 3rd, 2013 03:04 pm (UTC)
ага... в тихом омуте... :-)
era_elto
Feb. 3rd, 2013 09:11 am (UTC)
:)) интересная история))
rus_esmeralda
Feb. 3rd, 2013 03:05 pm (UTC)
жизнь, вообще, штука интересная :)
4erkio
Feb. 3rd, 2013 09:51 am (UTC)
Ого ничего себе, ты прям революционерка!:) я тоже с детства читаю взахлеб, просто люблю читать все, мама одно время даже стыдилась когда я только научилась читать, потому что на остановке громко читала надписи на стенах:) но писать мне не дано и не нравится, мне всегда трудно доходчиво выразить мысль. Но зато я с детства кроме книг могла часами сидеть над математикой или иностранными языками и мне больше ничего не нужно было. Моя музыкалка кстати окончилась теми же словами, что и твоя:)
rus_esmeralda
Feb. 3rd, 2013 03:11 pm (UTC)
Ага, вышло так, что оказалась "революционеркой"! Хотя я совсем даже не собиралась.
Чтение - это здорово. Как без него? Я в последнее время читаю две книги параллельно - одну на русском, другую и на английском.
Мне приходилось здесь в Америке общаться с людьми, когда работала на курорте, которые в 30-35 лет не прочитали ни одной книги - со школы. Для меня это было странно и дико. Наверное, потому что в России я постоянно с интеллегенцией тусовалась, а не с "рабочим классом".
samplewriter
Feb. 3rd, 2013 10:08 am (UTC)
да.. редактор неправильно сделала. Но тебе от этого хуже не стало. Она хотела тебя обличить а в итоге - помогла тебе пинком выдвинуться в журналисты!
rus_esmeralda
Feb. 3rd, 2013 03:15 pm (UTC)
Я подозреваю, что план "развести" нас на что-нибудь скандальненькое, у нее был с самого начала. Она же просила писать о проблемах.
Газета была муниципальная и, наверняка, редактор хотела показать своему начальству, какая она, газета, острая и актуальная. А какая остота в городе N? Нужна конкретика. Такая у меня версия.

Но все к лучшему! Был старт, были сделаны выводы, которые повлияли на дальнейшую жизнь. И вот такая байка осталась в наследство от этой истории:)
samplewriter
Feb. 3rd, 2013 06:53 pm (UTC)
именно что к лучшему!
seregil_talin
Feb. 3rd, 2013 10:41 am (UTC)
Вот и дождались)
Юль - но ведь это "мои университеты")?
Ведь не жалеете?
rus_esmeralda
Feb. 3rd, 2013 03:16 pm (UTC)
Re: Вот и дождались)
Нет, что вы! Не жалею совсем :-)
Все к лучшему.
smeyanka
Feb. 3rd, 2013 11:20 am (UTC)
Слушай, какая ты молодец! мне тоже легко давались сочинения и я выигрывала олимпиады по литературе, только это было в школе и по району, а по республике уже и не помню, какое место, вроде, 4-е:) да и вообще - ведь недостаточно только хорошо писать, там надо уметь и стихотворение разбирать, и всякие еще задания были, так что это серьезное занятие, я щитаю, и большое достижение!

Подставила вас эта редактор, конечно! И очень жаль стало заведующую столовой. Но, значит, все происходит не зря - они поняли, что нужно что-то исправлять и, в итоге, это и сделали, вообщем, всем вышла польза! А в твоей биографии появился эпизод личного вызова к директору - школьные годы, можно сказать, не зря прошли:) а то все хорошо и позитивно - скучно же:)
rus_esmeralda
Feb. 3rd, 2013 03:21 pm (UTC)
Республика Татарстан больше Костромской области :) Так что, там сложнее... Я занимала первое, второе и третье - первое в 11, второе в 10, а третье в 9 классе вроде... Но на всероссийскую олимпиаду поехала только в 11.
Стихотворение разбирать просто :-) Я до сих пор помню все эти метонимии, олицетворения, аллегории и синекдохи (вот смешное слово!). А об идее и лирическом герое я писала такую жуткую импровизацию и отсебятину, взятую "с потолка", что и подумать страшно. Но почему-то прокатывало :-)

С другой стороны, не подставила бы нас редактор, не было бы всей этой истории! :)
smeyanka
Feb. 3rd, 2013 03:51 pm (UTC)
Но все равно я бы предпочла быть первой в области, чем без места по республике. Вот ты на всероссийскую ездила, похвально! Я вот, когда начала писать коммент на эту тему, подумала - есть же такие талантливые дети, что ездят по такого уровня олимпиадам, а вот ты как раз из таких, это очень, очень здорово!

А я ничего не помню из разбора, "накачали" меня этим разбором как раз перед республиканской, за что потом я получила грамоту "за лучший анализ лирического текста":) вот мое, пожалуй, наивысшее достижение в этом. Но потом тут же забыла. Синекдохи - ты меня убила, в упор не помню, что это:)

ты знаешь, я как-то написала жуткую отсебятину и вообще так закрутила на тему "Что мы знаем и не знаем о точке", что мне дали за это 1-е место, это было в 10-м классе в дистанционной эвристической олимпиаде, вот как:) сейчас читаю этот текст - больше так в жизни не смогла бы написать, слишком запутанно, но вот прокатило тоже:) думаю, в этом и суть - так обернуть мысли в слова, закружить голову всякими речевыми оборотами, чтобы сразу было понятно, что написано очень умно и со смыслом, как же может быть иначе:)

пиши еще побольше о своих первых пробах пера и вообще опытах на ниве журналистики, очень интересно!
rus_esmeralda
Feb. 3rd, 2013 04:03 pm (UTC)
Да, много было всякой веселухи в первое время :) Может, и стоит вспомнить.

Кстати, у меня в друзьях в ЖЖ есть мой первый редактор, я имею в виду газету, в которой я работала в штате. А еще есть девушка из Новосибирска ive_murosvur с которой мы познакомились как раз на Всероссийской олимпиаде.

Если честно, в 15-16 лет я думала, что главное - запудрить получше мозги комиссии, текст написать гладкий, ровный и красивый.
А что это все с потолка взято - неважно
Синекдоха - это такой оборот, когда малая часть принимается за целое.
Например, "и слышно было, как ликовал француз". Там же не один-единственный француз ликовал, наслаждаясь скорыми победами, а многие тысячи...

А слово действительно смешное. Мои родители смеялись, когда я про синкдоху рассказывала, думали, ругательство :)))

Edited at 2013-02-03 04:04 pm (UTC)
smeyanka
Feb. 4th, 2013 10:11 am (UTC)
Запудрить получше мозги - о, у нас по такому же принципу экзамены в универе (связи с общественностью) принимались - или, точнее, сдавались:)

вспомнила, да, такой оборот, вот теперь надо запомнить, что это и есть синекдоха:))
lhelen
Feb. 3rd, 2013 01:56 pm (UTC)
хороший первый опыт:)))) яркий, запоминающийся и сразу так с фельетона. Молодцы!
rus_esmeralda
Feb. 3rd, 2013 03:23 pm (UTC)
ага, сразу в бой :)
Я и сейчас думаю, что в юморе и сатире много потенциала для творчества. Это всегда актуально :-)
pparrlliament
Feb. 3rd, 2013 11:04 pm (UTC)
интересно)))
за свои слова, безусловно, нужно отвечать, но журналист имеет право использовать псевдоним по своему желанию.
rus_esmeralda
Feb. 4th, 2013 03:31 am (UTC)
Да, это-то понятно...
( 27 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com