?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Удивительно, но факт: слушать лекции и сдавать зачеты в ведущих университетах Америки сегодня может каждый. Совершенно бесплатно. Университеты Лиги Плюща один за другим открыли в Интернете доступные каждому курсы: от квантовой физики до современной американской поэзии. Несмотря на то, что пока далеко не все слушатели этих курсов получают официально признанные документы, они имеют возможность приобрести знания. А это, согласитесь, уже немало.






Новинка от топ-университетов


В 2012 году бесплатные курсы на портале www.coursera.org
собрали более полутора миллионов слушателей со всего мира.
Первоначально в доступе было только двенадцать курсов авторства
преподавателей Стэнфорда, сегодня их около двухсот. К проекту
присоединились 33 американских и европейских университета, в числе
которых Принстон, Университет Пенсильвании, Университет Мичигана, Беркли
(Калифорнийский университет), Оксфорд (Великобритания).

Coursera - первый, но не единственный в своем роде проект. Один из разработчиков
самоуправляемой машины от Google профессор Стэнфорда Себастьян Тран
оставил компанию и основал сайт
www.udacity.com, который также предлагает университетские курсы в открытом доступе.
Гарвардский Университет и Массачусетский Институт Технологии совместно
вложили $60 млн. в создание аналогичного проекта -
www.edx.org

Coursera стартовала благодаря $16 млн., полученным от венчурных инвесторов.
На сегодняшний она и другие подобные проекты являются некоммерческими организациями и не имеют дохода от своей деятельности.

Революционная идея


У истоков проекта Coursera стояли двое профессоров Стэнфорда: Эндрю Энг и
Дафна Коллер. Дафна Коллер, выпускница Еврейского Университета в
Иерусалиме, после его окончания перебралась в Америку, защитила
докторскую диссертацию в Стэнфорде и стала работать на факультете
информатики этого вуза. Эндрю Энг родился в Великобритании и учился в
Сингапуре, откуда также перебрался в США, защитил диссертацию и начал
преподавать в Стэнфорде.  Вместе они затеяли работу над амбициозным
проектом Crousera.


В своей речи, посвященной открытию проекта, Дафна Коллер рассказала, что
она “дочь двух профессоров, третье поколение с научной степенью, и ее
учёба в хорошем университете была сама собой разумеющейся”. Именно это
открыло передо молодой Дафной целый мир возможностей. К сожалению,
большинству не так повезло.

“Стоимость высшего образования в США выросла на 559% с 1985 года. Оно стало
недоступным для многих”, - отметила профессор Коллер. В десятках других
стран люди и мечтать не смеют о хорошем образовании, а то, что
предлагают местные вузы - продукт весьма низкого качества.




В январе прошлого года нехватка мест спровоцировала трагедию в
университете Йоханнесбурга, Южная Африка. После обычного набора
оставалось несколько свободных мест в группе. В ночь перед приемом
тысячи людей выстроились за воротами в километровую очередь, надеясь
получить одно из этих мест. Когда ворота открылись, началась давка, 20
человек были ранены, одна женщина погибла.





Эндрю Энг и Дафна Коллер

Подарить жителям каждого уголка Земли возможность получать знания - такова цель
амбициозного проекта стэнфордских профессоров. Создатели проекта
Coursera надеются, что он позволит стимулировать инновации. Выдающиеся
таланты есть везде, хотя многие из них так и не получают за всю жизнь
малейшего шанса себя проявить. Возможно, благодаря этой идее, находящей
все больше и больше сторонников, мир образования скоро станет совсем не
таким, каким его привыкли видеть мы.


Опасность для университетов?


Одним из первых курсов, появившихся на Coursera, стало “Машинное обучение”
(раздел информатики) Эндрю Энга. В стенах Стэнфорда на этот популярный
курс к профессору Энгу приходило около 400 студентов. Как только курс
появился в бесплатном доступе, на него подписались более 100 000
человек. Чтобы прочитать лекции вживую для такого количества слушателей,
ему бы потребовалось 250 лет.


Многие задаются вопросом, а не роют ли ведущие вузы себе могилу, давая доступ к
знаниям каждому желающему? Чтобы стать настоящим студентом Стэнфорда,
надо заплатить $40 000 в год, а тут вдруг - бесплатные курсы - не
роковая ли это ошибка? Однако профессора Коллер и Энг уверены, что
университетам Лиги Плюща нечего опасаться. Ценность очного обучения в
вузах Стэнфорда, Принстона, Гарварда и других топовых вузов не только в
содержании курсов (хотя и в нем тоже), но и в неповторимом опыте жизни в
студенческой и научной среде, в связях, знакомствах, практике в ведущих
компаниях и рекомендациях. Этого никаким бесплатным курсам у Лиги Плюща
и других престижных университетов мирового уровня не отнять.



Дискуссии в виртуальной аудитории


Бесплатные онлайн-курсы - это не просто сухая теория и скучные лекции. Это тесты,
вопросники, задания, видео и инфографика. Но если с лекциями все
более-менее понятно, то как быть с практическими занятиями? Для
полноценной учебы они необходимы, однако, как проверить работу сотен
тысяч студентов? Если для математических и естественно-научных дисциплин
можно создать тесты с единственно верным вариантом ответа, то как же
быть с гуманитарными предметами? В университетах, как правило, по ним
проводятся семинары, обсуждения, дискуссии. Оказывается, все то же самое
можно организовать и в виртуальном пространстве.


Стартовав как проект, посвященный информатике, математике и естественно-научным
дисциплинам, он разросся и стал включать гуманитарные дисциплины.
Например, курс “Современная американская поэзия”. В интервью журналистам
Эндрю Энг рассказал, как он пришел с предложением об участии в проекте к
известному профессору литературы. “Курс “Поэзия” и тесты с вариантами
ответов? Профессор сказал, “с такими идеями - вон из моего кабинета”, -
вспоминает Энг первый разговор с литератором. Действительно, загонять
поэзию в рамке тестов - это кощунственно. Именно после этого случая
Coursera начала вводить оценку студентами работ друг друга. Это
позволило шагнуть за рамки точных наук и выложить в открытый доступ еще
больше курсов - гуманитарных.


Спустя лишь 48 часов после первой лекции в новом курсе “Введение в
социологию”, друг с другом одновременно “заговорили” десятки тысяч
студентов. Они обсуждали обозначенную в лекции проблему - между собой.
Технология, по которой создан вебсайт, позволяет многим десяткам
пользователей “высказываться” одновременно. Кроме того, самые
интересные, по мнению участников, вопросы и ответы в дискуссии
автоматически выносятся в топ обсуждения. Проблему одновременно
обсуждают люди из самых разных уголков земного шара. Культурные
особенности разных стран, возраст и уровень участников накладывают
уникальные отпечатки на дискуссию.


Контрольные работы - это не только тесты с вариантами ответов. Не всегда на вопросы
можно ответить однозначно. Студенты оценивают работы друг друга,
высказывают свое мнение. Особенно интересно, по мнению создателей
курсов, наблюдать это на примере творческих дисциплин, например,
дизайна. Каждый студент, в среднем, получает оценку от пяти-шести
виртуальных сокурсников. С точки зрения психологии обучения и
педагогики, это очень полезно. Проверяя работу других и стараясь быть
компетентными, студенты, в итоге, могут узнать и понять больше
материала, чем выполняя собственное домашнее задание.



Курсы и сертификаты о прохождении


Конечно, получить ученую степень с помощью бесплатных виртуальных курсов пока
нельзя. Однако по окончании и успешной сдаче тестовых заданий
большинство студентов получают виртуальный сертификат, который создатели
курсов называют “подтверждение прохождения курса”. Не за все курсы
можно получить такой сертификат и не все университеты-участники подобных
проектов пишут на них свое название. Некоторые университеты просто
предлагают курсы - без сертификатов.


Несмотря на это, те сертификаты, которые студенты могут получить, пусть даже
виртуальные и не имеющие официальной силы, уже сегодня помогают людям
быть более конкурентоспособными на рынке труда, порой даже претендовать
на более высокую зарплату. Многие соискатели упоминают их в своем резюме
в надежде добавить себе “очков”.

“Почему мы не берем за эти сертификаты деньги?”, - рассуждает профессор Энг в
интервью тележурналистам, - “да потому что у многих из тех, кто проходит
наши курсы, денег этих нет”. Для жителей развивающихся стран Азии,
Африки, Латинской Америки, которые активно записываются на бесплатные
курсы, и кредитная карточка подчас - роскошь.



Кто они, виртуальные студенты?


Виртуальные курсы уже сегодня меняют жизнь людей, помогая им найти хорошую работу.
Так, молодой студент-программист Асхат Мурзабаев из Казахстана прошел на
Coursera курс “Машинное обучение”. В его небольшом провинциальном
университете, где молодой человек учился на программиста, о дисциплине,
изучающей искусственный интеллект, и речи не шло.

Случайно Мурзабаев нашел ресурс Coursera в интеренете. Он слушал лекции, отвечал
на вопросы, обсуждал проблемы с другими студентами. Успешно сдав
виртуальный экзамен, Асхат получил сертификат о прохождении онлайн-курса
в Стэнфорде. Молодой человек стал использовать его в своем резюме, и
работодатели буквально засыпали его предложениями. Вскоре он перебрался в
Алма-Ату, где устроился работать в одну из крупных высокотехнологичных
компаний.


Если для кого-то курсы имеют непосредственное отношение к работе и карьере,
то другие занимаются в виртуальных аудиториях для удовольствия. Марина
Борисова do_you_speak, переводчик и преподаватель английского языка из
Санкт-Петербурга, впервые узнала о Coursera в Интернете, на одном из
профессиональных форумов.

“Я выбрала курсы, посвященные биологии, потому что, во-первых, меня
интересуют естественные науки, а во-вторых, я именно в них ничего раньше
не понимала,” - делится впечатлениями Марина. - “Походить было умеренно
трудно. То есть, заниматься приходилось по 4-5 часов в неделю, а
экзамены я сдавала правильно лишь на 75-80 процентов. Получается,
сложность примерно такая же, как при учебе в "обычном" университете”.
Останавливаться на достигнутом она не собирается: “Дальше планирую
продолжать изучать биологию, мне очень понравилось. Записалась еще на
несколько курсов по генетике. Хотелось бы, конечно, такие же курсы по
иностранным языкам, но их я пока не нашла. Может быть, они позже
появятся”.


У Coursera и аналогичных вебсайтов множество участников не только в
далеких странах, но и на родине проектов - в США. Часто на курсы
подписываются молодые мамы, которые не могут оставить дом и ребенка. В
виртуальных аудиториях, в отличие от реальных, можно заниматься в любое
время суток. Есть среди слушателей и пенсионеры, а также люди с
ограниченными возможностями. В последнее время на курсы активно
записываются американские военнослужащие. Даже отправляясь по
распределению в другие страны, они, пользуясь Интернетом в военной
части, виртуально учатся, не отрываясь от службы.


Хорошая новость


В январе 2013 года произошло еще одно революционное событие в
образовательной системе США:  Американский Совет по образованию
порекомендовал университетам официально зачитывать студентам пройденные
онлайн бесплатные курсы. Пока таких дисциплин, получивших одобрение
Совета по образованию лишь несколько: “Введение в генетику и эволюцию”,
“Алгебра”, “Начала математического анализа”, “Биоэлектричество:
квантовый подход”. Конечно, это только рекомендация, и окончательный
выбор  - зачитывать или нет предмет конкретному студенту - остается за
самими университетами. Но начало переходу бесплатного виртуального
образования в реальное положено.



Постоянный адрес статьи


Большое спасибо Марине do_you_speak за комментарий.



Comments

( 3 comments — Leave a comment )
livejournal
Feb. 24th, 2013 10:37 am (UTC)
Бесплатное образование для каждого: утопия или реальн
Пользователь maribmw сослался на вашу запись в записи «Бесплатное образование для каждого: утопия или реальность?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Бесплатное образование для каждого: утопия или реальность? [...]
maribmw
Feb. 24th, 2013 10:38 am (UTC)
КАК КЛАССНО!!!:))) Спасибо ОГРОМНОЕ за наводку!!!:) Надо обязательно воспользоваться!:))
rus_esmeralda
Feb. 24th, 2013 05:44 pm (UTC)
Очень рада, что пригодилось :))
Я тоже, когда впервые узнала, решила, что надо неприменно записаться на какой-нибудь курс. Правда, у меня уже столько всяких разных штук и проектов - со временем тяжко :)
Но здорово уже просто знать, что есть такая возможность :))
( 3 comments — Leave a comment )