?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мой очередной пост для сообщества "Другое кино"


"Uncle Boonmee Who Can Recall His Past Lives"

в ролях: Танапат Сайсаймар - дядя Бунми
Дженира Понграс в роли Джен
Сакда Каебуади в роли Тонга
Натакарн Афайуонг в роли Хюай, жены Бунми

жанр: драма, мистика

Дядюшка Бунми (Танапат Сайсаймар) тяжело болен. У него почечная недостаточность, и жизнь его в его теле поддерживает лишь ежедневная процедура очистки крови. Дядюшка живет в тайской деревне, на ферме. Навестить Бунми приезжает племянник Тонг (Сакда Каебуади) и сестра его погибшей жены Джен (Дженира Понграс). Сидя за столом на веранде, они разговаривают с призракими умершей жены Бунми и его пропавшего сына. Бунми размышляет над причинами своей болезни и вспоминает свои прошлые жизни - в телах животных и людей. Наконец, он отправляется в пещеру в джунглях, туда, где началась его первая жизнь…



Страх смерти, ужас перед неизвестностностью - явление в большей степени западное, чем восточное. Смерть в понимании восточных культур - вещь закономерная, продолжение пути, короткий промежуток между этой жизнью и новым воплощением. Конечно, несколько просмотренных фильмов и прочитанных статей по теме не дают глубокого пониманя проблемы и философских различий между западным и восточным мировоззрением. Однако фильмы Апитчатпона Вирасетаку способны хотя приоткрыть дверцу в загадочный восточный мир. За эту попытку режиссер получил признание и пальмовую ветвь в Каннах в 2010 году. Зрителю остается только последовать за тайским режессером в этот странный мир.

"Почему я болею? Потому что в свое я убил слишком много коммунистов", - говорит дядюшка Бунми, и добавляет, что он еще убил множество насекомых-вредителей у себя на ферме. При этом из его слов непонятно, о чем он жалеет больше, и что сильнее, на его взгляд, отразилась на карме: смерть людей или гибель насекомых.
В другом фильме режиссера Вирасетаку "Синдромы и столетие", 2006 буддийский монах заявляет на приеме у врача, что в следующей жизни будет курицей, потому что в этой "съел слишком много курицы". Подобные цитаты звучат диковато для западного зрителя. Кажется, они граничат с черным юмором или даже фарсом. Но это вовсе не так! Герои фильмов говорят об этом на полном серьезе и искренне сожалеют о содеянном.

На протяжении фильма дядя Бунми вспоминает, как в прошлом был богатой женщиной, рыбой в озере, коровой. Прошлые жизни, карма, реинкарнация... Если в западном обществе это слова из лексикона любителей Нью-Эйджа и эзотерики, то в восточном, нарисованном режиссером Апитчатпоном Вирасетаку, - это предмет обычного разговора. Разговора простых людей, сельских жителей, в сознании которых буддизм переплетается с древними суевериями.

Если опререлить жанр фильма точнее, я бы сказала, что это - магический реализм, как у Габриэля Гарсии Маркеса в романе "Сто лет одиночества". Здесь невозможно отличить вымысел от реальности, определить, где проходит черта между происходящим и воображаемым. Для того, чтобы ежедневно делать себе гемодиализ, фермер Бунми нанимает нелегального иммигранта из Лаоса. Родственники считают это опасной затеей и осуждают дядю Бунми за это. В то же время герои фильма с одним и тем же выражанием лиц обсуждают прошлые жизни и проблемы нелегальной иммиграции, все это - насущные дела.

Неспешное повествование позволяет зрителю привыкнуть к среде фильма, обжиться в ней. Для кого-то фильм может показаться затянутым, с его панорамами и неторопливыми диалогами. Но большинство любителей авторского кино научились получать от этого удовольствие.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
livejournal
May. 6th, 2013 01:38 pm (UTC)
[другое кино] "Дядюшка Бунми, который помнит свои про
Пользователь sindzidaisya сослался на вашу запись в записи «[другое кино] "Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни" (Тайланд, 2010)» в контексте: [...] у в [другое кино] "Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни" (Тайланд, 2010) [...]
( 1 comment — Leave a comment )