?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Музей математики

В конце прошлого года Нью-Йорке открылся музей математики - MoMath (Museum of Mathematics). Устроители музея постарались сделать его интересным и для взрослых, и для самых маленьких. Для осмотра доступны 30 экспонатов, каждый из которых интерактивен. В музее можно порешать ребусы, изучить принцип работы шифровальной машины и даже покататься на велосипеде с квадратными колесами. В общем, скучать не придется.


Я хорошо помню, как ненавидела математику в школе. На занятиях всей душой я желала лишь одного - чтобы урок скорее закончился и наступила перемена. Было невероятно скучно. Учителям математики приходилось трижды объяснять мне то, что другие понимали с первого раза. Я ходила к репетитору по выходным, чтобы успевать по программе.

К тому же я искренне не понимала, к чему изучать математику. Если арифметика, проценты и дроби имели какое-то практическое применение, но синусы, котангенсы и кубические параболы в обычной жизни, на мой взгляд, были совершенно ни к чему.

В целом, мне очень нравилось учиться: литература, история, английский язык - я всегда изучала эти предметы с удовольствием. Но математика! Алгебра с геометрией и понятие “интересно” для меня располагались на параллельных прямых, которые в евклидовой геометрии, как известно, не пересекаются.

Когда я узнала о появлении музея математики в Нью-Йорке, я очень удивилась. Какие там могут быть за экспонаты? О чем они рассказывают? Будет ли это интересно исключительно людям с математическими наклонностями и соответствующим складом ума или остальным тоже? Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я решила отправиться в музей, чтобы увидеть все своими глазами.
Pi



Музей математики встречает гостей большими стеклянными дверями с ручкой в форме буквы греческого алфавита, обозначающей число “Пи”. За нее нужно взяться, чтобы открыть двери в мир математики.

Первое, что бросается в глаза при входе в музей - это площадка в центре зала, по которой желающие катаются на велосипеде с квадратными колесами. Думаете, такое невозможно? Оказывается, это вполне осуществимо, если дорога - не ровная, а волнистая. Рядом с вело-площадкой - экран, на котором можно почитать, как принцип работы необычного велосипеда на ребристой поверхности объясняется с точки зрения физики и математики. Здесь же можно посидеть на вращающемся кресле в центре гиперболоида и осмотреть эту геометрическую фигуру, что называется, изнутри.

square wheels

Математика - это не только цифры, но и формы, причем самые что ни есть причудливые и разнообразные. В “Студии структур” можно самому построить из конструктора сложные геометрические формы. Для некоторых - эта часть музея, похоже, самая интересная. Я обратила внимание на отца с двумя сыновьями, которые в течение двух часов - примерно столько времени я провела в музее - сооружали гигантские фигуры из конструктора.

На первом этаже музея также расположился павильон Матенаум. Название он получил по аналогии с греческим Атенеумом - храмом богини мудрости Афины, который также использовался как учебное заведение. Здесь математика сияет яркими цветами и удивляет разнообразием форм. В Матенауме самому можно создать на экране фантастические объемные фигуры, экспериментируя с углами, гранями, размером и окрашивая все это в разные цвета. Можно “нарисовать” виртуальные фигуры от простейшего куба до более сложной антипризмы, а при желании воспроизвести на экране додекаэдр - объемный двенадцатигранник или даже икосаэдр - фигуру с двадцатью гранями. Если зарегистрироваться на сайте музея, то получится сохранить свое математическое “творчество”, а потом снова воспроизвести его - дома на компьютере.

cycloid

Другой занимательный интерактивный экспонат в музее называется Пути Галилео - по имени великого итальянского ученого - математика, физика и астронома. Как быстрее всего добраться из одной точки в другую? На плоскости - по прямой. Но в пространстве, давно выяснили опытным путем ученые, это далеко не всегда так. Кроме того, на тела постоянно действует сила гравитации. Именно поэтому самый быстрый путь - вовсе не по прямой, а по циклоиде - кривой, сначала резко стремящейся вниз, и чуть восходящей в конце. Гравитация при правильном построении линии сделает все сама и доставит объект из точки А в точку Б самым быстрым способом.

tracks of galileo

Посетители музея могут познакомиться с экспериментами, которые проводил Галилео Галилей, а также провести свой собственный: выстроить линию, по которой шарик быстрее всего доберется от одной точки сверху до другой - ниже и правее. Здесь же можно узнать, где сегодня используются эти знания. Далеко ходить не надо: циклоиды легко разглядеть в конструкции, к примеру, Бруклинского моста.

На “минус первом” этаже, как назвали его создатели музея, находится еще несколько математических аттракционов. Пока самые маленькие посетители музея математики рассматривают занимательные примеры и решают простейшие ребусы, взрослые могут, к примеру, освоить принцип работы шифровальной машины М-209. Это устройство было изобретено шведским криптографом Борисом Хагелином и активно использовалось во время Второй Мировой войны и Корейской войны 1950-1953 годов.

math square

Неподалеку расположилось место под названием “Энигма-кафе”. Правда, “угощают” здесь не едой, а загадками. На каждом столе - один или несколько математических ребусов, которые могут порешать “голодные” до непростых задачек любители ребусов.

Что важно, насколько глубоко погружаться в математику в музее ее имени, вы решаете сами. Так, на экранах, рассказывающих об экспонатах, можно почитать их краткое описание. Но если хочется узнать больше, нужно лишь нажать на кнопку “больше математики”, и о теме расскажут подробнее. Для заинтересовавшихся какой-то конкретной математической темой, здесь же есть ссылки на ресурсы и литературу, посвященные разным темам.

Лично мне очень понравилось рассматривать экспозицию “Математика вокруг”. Геометрические фигуры в формах цветочных лепестков, на панцире черепахи и в завитках ракушек, гармония узоров в оперении птиц и в пятнистом мехе зверей. Все это - неслучайные последовательности. Природа, как выяснилось, имеет непосредственное отношение к математике.

patterns

Кроме того, математику вокруг можно легко увидеть, если присмотреться. Так, долго смотрела на фото стоящих друг напротив друга небоскребов, сделанное снизу. “Пересекаются ли параллельные?” - об этом предлагают поразмыслить, глядя на фото. Кажется, что еще немного, и они - параллельные стены небоскребов-гигантов - пересекутся где-то в небе. Так и математика, оказывается может быть интересной и увлекательной. Два понятия, которые раньше были для меня несовместимы, теперь “пересеклись” и легко укладываются в голове.

emblem


[фото с сайта музея ]

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
stacie_elberg
Mar. 22nd, 2013 12:08 pm (UTC)
Какая прелесть! Хочу в "Энигма-кафе"!
rus_esmeralda
Mar. 25th, 2013 07:36 pm (UTC)
Ага, это одно из самых интересных мест в музее :)
hissen_raii
Mar. 22nd, 2013 01:00 pm (UTC)
очень круто. в киевском планетарии есть несколько и нтерактивных штук - игры на большом экране через датчик движения, электронный воздушный хокей и экран, на котором можно рисовать руками, а изображение меняется в зависимости от силы воздействия пальцев на поверхность
rus_esmeralda
Mar. 25th, 2013 07:39 pm (UTC)
Планетарий - это здорово :) Классно, что сейчас делают всякие интересные штуки.
У нас здесь тоже есть планетарий, хотим как-нибудь сходить. Проблема в том, что в НЙ столько всего разного и интересного, что можно на год вперед расписать, куда хочется сходить %
pparrlliament
Mar. 23rd, 2013 08:04 pm (UTC)
и как тебя сподвигло на такое пойти? я бы даже бесплатно не пошла б...
видно. что ты по репетиторам ходила... такие слова помнишь... математические матюки))) мне и с третьего раза ничего не доходило и до сих пор не вижу пользы от всего, кроме дробей, процентов, вичитания/прибавления и умножения/деления.
rus_esmeralda
Mar. 25th, 2013 07:42 pm (UTC)
*шепотом* ну, так мне и заплатили за статью. Думаешь, я только для ЖЖ так стараюсь!? Нетушки:)
Хотя я бы пошла все равно, даже если бы не писала для газеты. Мистер обожает математику, он хотел очень туда пойти, а я обожаю Мистера, значит, всегда готова составить компанию.
nefedor
Mar. 24th, 2013 06:11 am (UTC)
Не любить математику можно лишь по одной причине - у вас не было хорошего учителя, который вас бы математикой заинтересовал. К сожалению, такие учителя редки. Да и то, чему обычно учат в школе - это не вполне математика, так, кое-какие навыки, доведенные до скучной рутины, не более .Говорю как сам и встречавший хороших учителей и лично помогавший не знавшим и ненавидевшим математику детям, которые потом оказывались в Гарварде...
rus_esmeralda
Mar. 25th, 2013 07:48 pm (UTC)
Гарвард? Обалдеть. А я не знала, что вы математик.

Да, учителя очень влияют на отношение к предмету. Но с другой стороны, их тоже можно понять: каждого заинтересовать непросто. Когда я учиталась, в классе было по 40 человек (беби-бум конца 80-х сказался) и хорошо, если они хоть чему-то всех этих оболтусов научили.
У нас была очень увлеченная математикой учительница, и с ребятами, которые тоже ею увлекались, они оставались после уроков, решали сложные задачи.
А мы с отстающими переписывали "двойки" и "тройки" по контрольным на задних партах :)))
Однако благодаря упортству и репетиторам я окончила школу с выстраданной "4" по алгебре, а значит (ура!) без троек. Чем была очень довольна, в итоге :)
nefedor
Mar. 25th, 2013 08:41 pm (UTC)
Я по образованию математик, да, но давно уже им не являюсь. Просто я могу разобраться в том, что мне нужно и обладаю пониманием что вообще математика такое и с чем ее едят. Что тоже немало.

У меня похожее было с химией. Я ее всегда знал на тройку. Но в 8м классе, когда началась "с самого начала" органика, я решил честно попробовать все выучить. Выучил. Первая контрольная на правило Марковникова. Трояк. Подхожу к учительнице: смотрите, вот тут я все сделал строго по этому првилу, что не так? Ответ: ну, знаешь, в этом случае реакция идет против правила Марковникова... Больше я химию не учил, отчаявшись найти в ней смысл.
Однако, страдания исправляют карму: на выпускном экзамене мне попался легкий билет про перегонку нефти, там можно было лить много словесной воды, я лил усердно и сдал на 4. And the best part: в дипломе описались и поставили 5. What do you know...

Edited at 2013-03-25 08:41 pm (UTC)
lhelen
Mar. 24th, 2013 10:13 am (UTC)
классный музей! в Москве сейчас тоже есть интересный интер-активный музей Эксериментариум, он скорее именно физико-биологический, очень много интересных экспонатов, правда оформление не такое яркое :))) Мы ходили туда весной, но фотоаппарата с собой не было и ничегошеньки не сфотографировала. если интересно, иди по ссылке http://www.experimentanium.ru/
rus_esmeralda
Mar. 25th, 2013 07:49 pm (UTC)
Интересный музей! Сходила посмотреть на сайт.
Ну что, в следующий раз бери фотоаппарат :)
lhelen
Mar. 26th, 2013 05:20 am (UTC)
очень интересный:) не помню, можно ли там фотографировать, но собираемся в ближайшее время сходить еще раз, пока ребенку еще интересно
tusishvili
Mar. 25th, 2013 05:16 pm (UTC)
Аааа, офигенский музей, пойду туда обязательно скоро. Лишний раз доказывает, что математика это чудо, обожаю ее, хотя и, к сожалению, потеряла кучу навыков.
Отличная статья, Юля!
rus_esmeralda
Mar. 25th, 2013 07:52 pm (UTC)
Сходи обязетально! Тебе обязательно понравится, особенно, если ты математикой увлекалась раньше :)
Музей находится на пересечении 5 авеню и 26 улицы, совсем недалеко от Пенн Стейшн, что очень удобно для лонг-айлендовцев, как мы с тобой :)
smeyanka
Mar. 26th, 2013 07:52 pm (UTC)
Вот такие музеи люблю, потому что люблю смотреть, как можно вещи применять на практике, и чтобы процесс был увлекательным! с удовольствием схожу туда! хотя сама математику в школе не понимала, папа объяснял почти каждый день, да и оставалась переписывать контрольные во вторую смену. Но, пожалуй, больше всего не любила химию - и боялась учительницы, не понимала катастрофически и молилась, чтобы до конца урока не вызвали к доске:)
rus_esmeralda
Mar. 26th, 2013 08:13 pm (UTC)
Вот! И я контрольные переписывала вечно... Зато химию мне мама объясняла, я даже "5" по ней получила, в итоге :)))
Да, музей классный. Здорово, что такие интересные места открываются в НЙ.
smeyanka
Mar. 26th, 2013 09:50 pm (UTC)
А я как раз по химии к репетитору ходила, но все равно так ее и не поняла и не приняла:)
уже занесла музей в список для посещения:)
( 17 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com