?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Анастасия Эльберг stacie_elberg взяла интервью о Оли Валеевой ovaleeva!
С обеим девушками мы давно и отлично дружим.
Знакомьтесь!


Оригинал взят у stacie_elberg в [Creative LJ] Ольга Валеева: "Человек - творец по своей природе"
P1640203 Если бы  у меня спросили, как я могу охарактеризовать место Оли в моем личном мире, как я могу описать наши отношения, то я бы сказала, что это отношения наставника и ученика, где Оля, конечно же, играет роль наставника. Это звучит довольно странно, если вспомнить о моей серьезной проблеме с "назначением" авторитетов, но это так. Очень важно, чтобы рядом с нами были люди, которые не говорят категоричные вещи, а дают нам направление, а потом предоставляют выбор. Хочешь? Иди в этом направлении. Хочешь? Иди в другом. Окажешься правым или набьешь шишек - в любом случае, это твой жизненный опыт, и это твоя жизнь.

Один из тех случаев, когда невероятно сложно писать вопросы. Может показаться, что за годы общения уже все "пережевано", но если копнуть глубже, выясняется, что есть миллион вопросов. Так много, что ответы не уместятся и в сотню интервью. И ведь не сократишь эти ответы - важно каждое слово, каждый тоненький прозрачный смысл, который затерялся между строк.

Какие вопросы можно задать такому человеку без последующего ощущения неприятной пустоты и недосказанности в душе, без ощущения недостаточной глубины, без ощущения "здесь должно быть в разы больше смысла"? Я решила попробовать.

И вот такая беседа получилась у нас с Олей.

Оля, по сетевым меркам мы с тобой знакомы давно. Если переложить это на жизнь реальную, то недавно. В любом случае, ощущение у меня такое, будто мы знаем друг друга целую вечность, и это усложняет мою задачу как интервьюера: хочется задать огромное количество вопросов, но ответы не вместятся в рамки короткой беседы… начнем с банальностей. Ты помнишь, когда почувствовала тягу к творчеству?

Ну, потянуло меня, наверное, с тех пор, как я себя помню. Если дома все время царит «художественный беспорядок»: мамины лоскутки, папины деревяшки, кисточки, краски – то начинаешь искать способ самовыражения. К тому же, я часто оставалась одна и творчески отрывалась, преобразуя вещи вокруг меня: например, постричь бахрому на ковре, или обклеить бумажными цветами на пластилин свой детский стульчик… В детском саду вообще уже было все серьезно – воспитательница разрешала мне не спать днем (я не могла уснуть и мучилась в «тихий час»), и мы с ней занимались декорированием цветочных горшков: обмазывали их пластилином, а потом делали мозаику из разных круп и скорлупок грецкого ореха. До сих пор вспоминаю, как счастлива я была за этим занятием.

Ты занимаешься несколькими видами творчества. Важный (и сложный!) вопрос для художника: что дает тебе их сочетание? Ты воплощаешь разные идеи, или же это одна глобальная идея, и ты рассматриваешь ее с разных сторон?

Наверное, самая главная идея моя в том, что человек - творец по своей природе. И его творческий потенциал должен проявляться во всем, к чему он прикасается – и быть созидающим, а не разрушительным. Что бы я ни делала - обед или резное блюдо, песня или роспись на потолке – мне важно, чтобы это было красиво. Причем это именно глобальное стремление к гармонии, видимым проявлением которой и является красота. И чтобы это радовало – меня и окружающих.

В своем журнале ты ведешь проект «365», посвященный рисованию. Как ты узнала о нем? В чем его суть? И, самое главное, как ты поддерживаешь нужный уровень дисциплины, как занимаешься каждый день? Потому что я – пожалуй, не имеет смысла скрывать это, и можно признаться – в свое время несколько раз начинала аналогичный проект, но только посвященный фотографии, и, к своему стыду, так и не довела начатое до конца…

Проект «365 зарисовок» - это потрясающая идея Натали Ратковски, и узнала я о нем из ее журнала, который давно читала, а подтолкнула к участию еще одна замечательная моя подруга по ЖЖ, Людмила</span>которая убедила меня, что я могу и даже должна попробовать. Дело в том, что именно рисование как таковое, как нечто самостоятельное, казалось мне чем-то недоступным, чем-то, для чего нужно умение, образование и т.д. Этот проект открыл мне огромную часть меня, которую я до сих пор сама от себя прятала.

Помимо удовольствия от того, что еще одна часть моего существа нашла выход, есть еще масса приятностей и полезностей, связанных с проектом и с рисованием. Во-первых, само рисование, когда ему отдаешься, переключает работу полушарий и дает потрясающее расслабление и удовольствие. Всегда во время рисования у меня поднимается настроение! Во-вторых, мир воспринимается гораздо глубже. Я человек вообще внимательный, а когда по примеру мужа стала много фотографировать, то заметила, как углубляется и расширяется восприятие. А рисование увеличивает глубину еще как минимум десятикратно! Рисуя, ты уже не просто фиксируешь, как в фотосъемке, к примеру, ты вынужден понимать, как все устроено, чтобы изобразить «вручную», и чем дольше рисуешь, тем больше восторг от прекрасно, удивительно тонко и гармонично созданного мира вокруг нас.

В-третьих, суть проекта в том, чтобы поддерживать друг друга, в нем нет критики, и это, как оказалось, многих продвигает куда дальше, чем постоянные наставления. Потому что самый суровый критик живет внутри нас. А вот похвалить, поддержать – с этим всегда дефицит, и не только в рисовании. Благодаря такой мирной установке, заданной автором проекта, с самого начала в сообществе установилась потрясающе добрая и дружная атмосфера. И даже спустя год многие остались в проекте, было создано отдельное сообщество. Это потрясающие люди, с которыми я познакомилась благодаря проекту, и с которыми мы продолжаем дружить и поддерживать друг друга. А многие перешли уже и к своим персональным, профессиональным проектам, что тоже замечательный результат.

P1640509

Что же касается дисциплины – я тут не самый лучший пример, в отличие от тех, кто не пропустил ни одного дня, но лично для меня это первый успешный опыт участия в подобной затее. Я, как человек иррационального склада, вначале была к себе менее требовательна, потому что знала: малейшее насилие выбьет меня из колеи, а начинать и так было сложно – неуверенность, сомнения, сравнения и т.д. Потому, как только я чувствовала какой-то порог, я отступала и давала себе передышку, поскольку одна из идей проекта - это рисование в радость, своеобразная арт-терапия. Но первые же подвижки и поддержка укрепили мою уверенность в том, что мне это необходимо. А когда нам что-то по-настоящему нужно, вопрос дисциплины отпадает сам собой.

То, что нас по-настоящему увлекает, что становится нашей сутью, само находит и время, и силы, и возможности. Не прошло и полгода, как с 10-15 минутных зарисовок, я находила уже  и час, и два. Но и по сей день я помню, что мы все люди, и бывают дни, когда не успеешь выставить работу, или другие дела полностью забирают силы и время, в этом нет ничего страшного, если при первой же возможности ты снова возвращаешься «в строй». Сейчас для меня рисование – это уже своего рода константа, вокруг которой само начинает что-то образовываться.

Давай попробуем удивить нашего читателя: ты занимаешься… резьбой по дереву. Причем, судя по результатам твоего  творчества, более чем профессионально. До сих пор помню, как меня поразили фотографии стола ручной работы в твоем журнале! Несмотря на то, что мир искусства давно перерос (по крайней мере, на мой взгляд) разделение на «мужское» и «женское», резьба по дереву все же воспринимается подавляющим большинством окружающих как дело мужское. Вопроса, собственно, два. Первый: как ты вообще к этому пришла? Вопрос второй, казалось бы, от первого не зависящий:  делишь ли ты искусство на мужское и женское? Если нет, то почему? Если да, то какие его виды причисляешь к женским, а какие – к мужским?

Не знаю, насколько этим можно удивить. Раньше многие удивлялись, а сейчас давно уже стерлись все границы, мне кажется. Я на одной из выставок встретила даже девушку-кузнеца! А когда только начинала, то конечно, удивлялись, меня даже забавляла иной раз реакция на ответ, чем я занимаюсь. Мол, «художник, да еще по дереву, это же дядька с бородой, курит-пьет и так далее». А вообще я всегда любила нарушать границы и ломать стереотипы, так что это удивление даже льстило поначалу. Если говорить о резьбе по существу, то первое, что приходит в голову - это монументальное что-то: скульптуры-шкафы-диваны и крепкие мужские руки. Резьба резьбе рознь. Когда дело касается всяких узоров или тончайшей геометрической резьбы на шкатулочках да блюдах – тут-то женщине самое место.

P11707741

Ну, а пришла к резьбе буквально «ногами»: напросилась на экскурсию на работу к приятелю, его начальник просто дал резак в руки, доску, показал пару приемов – и все: я просидела там день, другой, третий и попросилась остаться. Было это в 1991-м году и стало моей профессией любимой. Я постоянно думаю о том, что нам в жизни иногда нужно просто попробовать что-то, чтобы понять, что оно «твое». И сочувствую людям, которые упускают простые шансы. Вот, возвращаясь к рисовальному проекту – мне стоило по-настоящему позволить себе попробовать, и теперь уже жить без этого не могу.

Что касается разделения – то, скорее нет, не разделяю. Потому что как только проводишь границу – сразу находится тот, кто ее разрушает. Мне видится разница в подходе к исполнению, что ли, в задачах, которые себе ставят люди. Мне вообще кажется, что в каждом из нас есть и мужское и женское – в разной степени проявления. Вот есть у нас знакомый художник – такие тонкие вещи вырисовывает, посмотришь и подумаешь, что очень похоже, что девочка рисует, а когда вглядишься, то понимаешь, что только мужской ум мог это все наворочать. А когда видишь знаменитую скульптуру Мухиной, к примеру? Трудно поверить, что все это провернула женщина…

Твой муж – творческий человек, фотограф и писатель (поправь, если что-то упустила). К сожалению, пока что не добралась до его книг, и у меня все еще впереди. Фотографии же видела, и они прекрасны: на мой взгляд, именно так выглядят работы Художника с большой буквы. У вас получился замечательный союз – творец и муза. Но, пожалуй, самое удивительное – это ваша история любви. Услышав о ней, любой скажет: «Да это же сюжет для романа!». И, полагаю, не удивится, узнав, что ты действительно пишешь роман о вас с Юрием, который так и называется – «История любви». Писателю нужно большое мужество для того, чтобы открыть читателю душу. И еще большее мужество необходимо для того, чтобы написать о произошедших в реальной жизни событиях. Скажи, каково это – писать не о выдуманных героях, а о действительности, писать о своих собственных чувствах, не «перекладывая ответственность» на воображаемых персонажей?

Честно говоря, мне не с чем сравнивать: я никогда не писала ничего вымышленного, и мой первый опыт был для уже написанной общей рукописи «Песни над бездной» - о нашей любви и жизни. Когда мне впервые пришло в голову, что я могла бы написать что-то, то мысль тоже была о реальной действительности, мне казалось, что мой опыт мог бы кому-то помочь, но тогда я не решилась, посчитав, что еще слишком юна.  Писать о чувствах, переживаниях, событиях – не так сложно, как решиться на это. Но у меня рядом действительно уникальный человек и вдохновитель, который сам всегда писал так. Все его основные и лучшие вещи не выдуманы, предельно откровенны и честны. Думаю, до такой степени откровенности, как у него, мне еще далеко! Но на самом деле это мне кажется более простым, чем выдумать героев и заставить их ожить. Писать о том, что было на самом деле, гораздо легче.

Если мы заговорили о Юрии, не могу не задать тебе вот какой вопрос, уже ставший традиционным. Творческие люди частенько невыносимы в быту. А если в доме умудряются ужиться два творческих человека, то это вообще что-то из ряда вон… по крайней мере, так думают многие. Расскажи о ваших буднях. На самом ли деле два творческих человека в доме – это пожар, наводнение и землетрясение в одном флаконе? Или же возможен мир?

Если понимаешь, что именно делает человек и относишься к этому с уважением, то ни о какой «невыносимости» и речи не идет. Юрий, к тому же, относится к тем редким людям, которые по умолчанию уважают личность другого человека и ни в коем случае не самоутверждаются за его счет. Вдобавок мне повезло: в первые дни (когда мы вновь встретились) я прочитала рукопись «Поиски Афродиты», в которой он подробно и откровенно рассказал о своей жизни – и я отлично поняла, какой это человек. И убедилась в том, что он обладает уникальным качеством - соответствием самому себе. То есть, и то, что говорит, и что пишет, и как живет – неразделимо.

Скорее, я переживала, как ему со мной придется – поскольку характер у меня был вовсе не ангельский, да и темперамент у нас обоих будь здоров, я себя очень внимательно слушала, поскольку сомневалась уже, что могу жить вместе с кем-либо, но оказалось, что нам вместе удивительно комфортно, весело и интересно. Конечно, рабочие моменты непростые бывают, ну а в какой работе их нет. Но любовь – настоящая - делает человека лучше, точнее, позволяет ему стать самим собой, и тогда нет причин отравлять жизнь ни себе, ни другим.

мы-2012

Что же касается быта, то с этой стороны никаких проблем. Тут, мне кажется, часто происходит путаница между бытовой невыносимостью и сложностями творческой работы как таковой, при которой человек словно без кожи и остро реагирует на все. К тому же, часто человек невыносим в быту от некой распущенности, мол, творческому человеку должно быть больше дозволено, но это всего лишь неуважение к окружающим и никакого отношения к таланту, творчеству не имеет. Наоборот: многие по-настоящему талантливые люди в быту очень просты и дисциплинированы. Потому что иначе просто невозможно полноценно работать. Быт должен быть прост и незаметен в идеале.

Вторая причина «невыносимости в быту» бывает от невысказанности истинных причин раздражения. Например, человек обижен на что-то, но вместо того, чтобы высказать прямо, начинает капризничать и искать повод «среди кастрюль». Этого тоже легко избежать, если сразу проговаривать то, что беспокоит. Мы сходились уже взрослыми людьми, нам многое пришлось прояснять и пережить немало «разборок», однако то, что мы каждый раз шли до конца, по принципу «или как следует или никак», позволило нам в первые полгода изжить основные моменты – о чем как раз первая часть нашей «Песни над бездной». Мы учились открываться и доверять друг другу.

Безусловно, есть и третья, основная причина так называемой «невыносимости» жизни с творческим человеком – собственно, сложность творческой работы. Когда человек творит, он открыт, обнажен, его нервы словно оголенные провода, и тут очень важно тому, кто рядом, быть внимательным, мягким, быть готовым помочь или не помешать. Этому тоже пришлось учиться, и был у нас весьма серьезный период, связанный с одной из рукописей, когда нас обоих буквально трясло и колотило, было много даже мистических моментов, но опять же – благодаря нашей любви мы и это преодолели и многому научились. А будни – не знаю, мы их буднями и не ощущаем.

Первые года два вообще были сказочными, мы оба не могли до конца поверить, что так бывает – полностью окунулись в любовь, поездки, съемки. Когда началась серьезная работа, что-то стало сложнее, но именно любовь помогала все преодолевать. Потому что когда любишь и знаешь, что вот это все и есть твоя жизнь и никакой другой не надо, ты не сомневаешься, и каждый раз ищешь способ и выход. Сейчас у нас мир, покой и идиллия. Взаимопонимание и поддержка. Самое важное для работы и жизни – это баланс и дисциплина, кому как не тебе это хорошо знакомо.

Мы выработали для себя оптимальный режим: утром - гимнастика, душ, завтрак, после которого мы занимаемся каждый своим делом, не задевая и не отвлекая друг друга, если нет ничего срочного и важного. Потом, если еще не очень голодны, делаем дневной комплекс упражнений или идем гулять. Или обедаем сразу, тогда упражнения или прогулка могут быть после. Но бывает, что просто отдыхаем – без прогулок и упражнений, например, устраиваем себе просмотр наших фильмов, погружаемся в мир музыки и природы, эротики и красоты. Если в первой половине делается работа с рукописями, то во второй это уже монтаж фильмов у Юрия, у меня рисование и прочие увлечения. В сезон, конечно, становится больше выходов и выездов – любим в хорошую погоду прогуляться ранним утром в парк, называем это «купание в утре». А бытовые хлопоты идут по разряду заботы друг о друге. Как-то так…

Оля, есть пара вопросов, которые я хочу задать именно тебе. А потом – кто знает? – может, они тоже станут традиционными. Одним из самых главных вопросов человека искусства звучит следующим образом: для кого мы творим? И, соответственно, второй вопрос: кто он, самый строгий судья, когда речь заходит о результатах творчества? Мы сами? Критик? Зритель, слушатель, читатель?

Это для меня такая многослойная вещь – творчество. Так что буду отвечать лично за себя – попытаюсь разобраться со своими мотивами. Я, в первую очередь, все делаю для себя. Мне дана жизнь, даны какие-то способности для того, чтобы я это нашла в себе и воплотила, реализовала. И делаешь это просто потому, что иначе не можешь, наверное. Для чего нас одаривают – это уже какой-то глобальный вопрос смысла жизни вообще, потому для меня все просто: есть способности – должен реализовать. А поскольку мир един, и мы приходим в него как гости, на время, то и все, что мы делаем, должно быть в какой-то гармонии с миром.

Вообще творческий подход к миру - это суть человека, на мой взгляд. Не случайно же говорится, что мы созданы по образу и подобию Творца (другое дело – кто и как эти способности к творчеству реализует). Отсюда же и понимание, кто самый строгий судья. Мы сами и то, что внутри нас – то, что соединено с Целым. А среди людей, опять же, мы сами выбираем себе судей и критиков. Те, кто для нас является учителем, авторитетом, те, кого мы уважаем по результатам их собственной жизни. Для меня главный авторитет - это Юрий, как мастер своего дела. Зная его объективность и тонкое восприятие, я доверяю ему абсолютно. Так же, как и он мне. Есть еще несколько людей, чье мнение для меня очень важно, но по большому счету я сама себе самый строгий судья и критик все равно. Зрители, читатели, слушатели – это уже приятное дополнение к процессу, потому что разделенная радость это радость вдвойне, и, конечно, приятно. Особенно в случае, когда делаешь именно то, что считаешь нужным именно ты сам.

P1650181В наш якобы «культурный век» (что-то да не дает мне убрать кавычки, когда я это пишу…) никого не удивишь ни творческим, ни искусствоведческим образованием. На каждом шагу музыкальные школы, художественные школы… Тем не менее, мы не можем закрывать глаза на то, что лишь малая часть выпускников этих школ занимается искусством. Подавляющее большинство потенциальных художников откладывает кисть, фотограф больше не достает из чехла свой фотоаппарат, пианист не садится за инструмент, а писатель – тот и вовсе не прикасается ни к ручке, ни к клавиатуре компьютера. Конечно, людей искусства всегда мало – так устроен мир. А ведь многие из них – самоучки. Все это подводит нас к тому, что искусству не учат. Можно поставить руку художника или музыканта, можно научить фотографа основам композиции, а писателя – основам языка… но это еще не все. Творческий человек - это человек определенного душевного (и духовного) склада. Что пробуждает в нем способности? Это результат внутреннего диалога с самим собой, какая-то тяга, которая в определенный момент обретает направление? Как ты думаешь, можно ли научить искусству – или это какой-то дар, которого удостаиваются лишь избранные?

Тут кавычки сложно убрать, действительно. Ведь культура и цивилизация, а тем более прогресс технический - вовсе не одно и то же. Я уже затронула эту тему в предыдущем вопросе: мне кажется, что способности даны каждому от рождения, разные, но каждому, а как он сумеет это проявить, реализовать – это уже дело всей жизни. Вот даже мое рисование – я чувствую, что где-то внутри меня оно жило и просто не находило выхода и реализации очень долго. И если отследить, чем человек интересуется, кто его друзья, о чем он мечтает, всегда можно увидеть следы непроявленных способностей.

Что касается обучения, то, как, опять же, говорит мой супруг: нельзя научить, но можно научиться. И тут же уместно вспомнить и восточную мудрость: учитель всегда готов, был бы готов ученик. Условия жизни в наше время, с одной стороны, дают массу возможностей для творчества, с другой – почти не дают понимания его смысла. Ведь творчество, искусство призваны делать людей лучше, а для общества потребления человеку достаточно быть вполне примитивным существом, и это так или иначе транслируется в массы. Таков парадокс нашего времени. Но в любые времена есть те, кому Дар не дает покоя. И это тоже свойство человеческого сообщества – ему нужно себя как-то выражать, и сделать это оно может только через художников, писателей…

Возвращаясь к одному из предыдущих вопросов, не могу не спросить тебя о важности отклика. Сейчас мы говорим не о критиках, которые разбирают результаты твоего творчества по косточкам непонятно для кого и зачем (хочется верить, что они сами понимают), а именно о читательском/зрительском отклике. Конечно, никто не будет спорить с тем, что такой отклик – это всегда приятно, хотя и не самоцель. Скажи, насколько важен отклик именно для тебя? Какие отзывы ты ценишь больше всего? Есть ли в твоем окружении люди, которые в этом смысле являются для тебя авторитетами?

Отклик, конечно, важен, потому что мы существа все-таки общественные и живем не в вакууме. Для меня важно наличие хотя бы одного человека – и он у меня есть, и счастье, что это не просто близкий и любимый человек, но и авторитет, и советчик, и помощник. Более того – наверное, именно Юрий, как никто, провоцирует меня на рост и покорение новых вершин. И потому его мнение для меня определяющее. И, конечно, ценю отзывы родителей – тоже весьма не чуждых творчеству людей.

Ты живешь не просто в большом городе – ты живешь в столице. Как ритм твоей жизни – жизни человека, которому часто необходимы тишина и покой – соотносится с ритмом Москвы? Он не сводит тебя с ума?

Как ни странно, но ритм Москвы почти никак не отражается и не влияет, поскольку мы живем в каком-то своем пространстве. То, что рядом лесопарк, куда мы постоянно выходим, то, что мы часто выезжаем в пригород, помогает держать связь с природным ритмом. К тому же, у нас довольно спокойный и тихий район – первое время моей жизни здесь было еще очень мало машин, больше зелени и казалось, что для полной идиллии не хватает только криков петухов по утрам. Ну, и поскольку мы не ходим «на работу в офис», то и живем в соответствии со своими собственными ритмами. Да, бывая в метро или выходя в город, невольно сталкиваешься с ощущением некоторого сумасшествия и даже агрессивности подспудной, но все же это не так часто бывает, к счастью.

Ну, и напоследок – еще один уже ставший традиционным вопрос. Одна фраза, с которой ты можешь обратиться к своему читателю/зрителю?

Верьте в себя, слушайте себя, любите себя, радуйте себя, - потому что счастье не приходит извне, оно рождается в нас, - и тогда у вас всегда будет, чем поделиться с любимыми.