?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



За свою жизнь я много работала в газетах в той или иной форме: на полную ставку в штате, на полтавки, вне штата, удаленно, сдельно. Если сложить весь опыт работы вместе, то получится около 7 лет. Семь лет, в течение которых я была так или иначе связана с прессой, печатью и публикациями. Свой первый материал я опубликовала в 15 лет , и я как сейчас помню, как зачарованно смотрела на него и тихо гордилась собой. Одно дело просто автор, а другое дело - автор печатающийся.

С 17 лет (с 2004 по 2009) я практически непрерывно работала в СМИ, потом была первая поездка в Америку, я возвращалась в Россию и снова работала в газете, ехала на лето в США и опять проводила зиму на посту корреспондента. Я принадлежу к тем людям, чья детская мечта сбылась. Кто-то хотел быть актрисой, кто-то летчиком или доктором, но не стал. А я стала как раз тем, кем хотела, - журналистом. Я не жалею об этом, потому что, если бы я занялась чем-то другим, то обязательно бы жалела, что не попробовала себя в этом. Мечта юности все-таки!

То, что индустрия переживает тяжелые времена, стало понятно давно. Развитие Интернета, цифровых технологий, социальных сетей и пр. неминуемо влечет за собой отказ от старых методов получения информации. Происходит стремительное старении аудитории печатных изданий. Телевидение, казалось бы непотопляемая медиа-индустрия, тоже переживает не лучшие времена. Сколько раз мы обсуждали в ЖЖ, кто выкинул телевизор, а кто его не включал уже год? Телевидение становится в лучшем случае фоном (я, например, включаю российское ТВ на нетбуке и ношу его с собой из одной комнаты в другую, когда убираюсь в квартире, чтобы совсем не выпасть из новостей на исторической родине), а в худшем - убежищем апатичных личностей, валяющихся на диване в обнимку с пивом. Но сейчас речь о печати.

СМИ в прежнем их виде уходят в прошлое. Это факт.
Когда я писала диплом о стратегическом менедежменте в печатных СМИ, я анализировала различную литературу на тему будущего индустрии, и в одной статье мне попалась мнение эксперта о том, что газетам осталось жить двадцать лет. Сейчас я уже не помню, какой профессор и с какими регалиями говорил об этом, но срок запомнился. К 2025 году, вероятно, газет не останется. Мир СМИ до неузнаваемости меняется на наших глазах.

Выжить в кораблекрушении - удержаться на сокращающемся рынке - печатные издания пытаются любыми способами:
- Многие издания переходят на бесплатный формат. В Нью-Йорке есть, как минимум, три многотиражных газеты: AM New York, Metro и Epoch Times, которые раздаются бесплатно в метро и на улицах. В Лондоне и в Москве тоже есть подобная практика, как и в других крупных городах мира. Они стараются выжить за счет рекламы.
- В Лондоне видела акцию "Купи бутылку воды и получи Daily Telegraph бесплатно". Подобные маркетинговые трюки тоже популярны сегодня среди изданий. Даже у самых известных изданий мира, таких, как Times в Англии или New York Times в США, проблемы с финансами и дыры в бюджетах.
- Есть и уловки, честность которых вызывает сомнения. Каждый раз, когда я плачу за курсы испанского, мне предлагают бесплатную 3-месячную подписку на три журнала в надежде, что я оставлю им номер своей кредитки, а потом забуду отписаться, и они смогут снять с меня деньги по истечении 90 дней.
- Издание, в котором я работаю сейчас, основано на зарубежном аутсорсинге и удаленной работе. В нем принципе нет штатных корреспондентов и людей, работающих полный рабочий день.

Другие же газеты и журналы, которые не выдержали тяжелых условий существования на сокращающемся рынке, просто закрываются, становятся банкротами.

При этом в реальности популярных топ-блоггеров, например, читает в разы больше людей, чем авторов из небольших и средних газет и журналов, которые выходят в печать регулярным тиражом. Влиятельность мнения сделавших самих себя известных Интернет-деятелей тоже выше, чем среднестатистического печатающегося журналиста, охват аудитории - тоже.

Пора распрощаться с очарованием печатного слова, поскольку совершенно иллюзорно по своей сути. В современном мире это сентиментальность, не более того.

При этом я точно знаю, что писать я буду всегда. Я не могу представить свою жизнь без этой ее части. Пробовала не писать - не получалось.
А вот буду ли я печататься - не факт. Но я не сильно по этому поводу расстаиваюсь. C'est la vie.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
vasilichka
Oct. 6th, 2013 04:40 am (UTC)
Юль, ну ты не бросай писать, не надо! Так пронзительно всё обсказала, что я аж взрыднула. Особенно почему-то дэйли телеграф стало жалко. Представляли ли они себе такой бесславный конец?..
rus_esmeralda
Oct. 6th, 2013 03:22 pm (UTC)
Ха! Да я никогда не брошу, я как наркоман)
Я люблю писанину и без нее никуда.

Про Дейли Телеграф... Не знаю, временная это у них акция или постоянная, но если постоянная, то очень даже неплохая идея. Я вот часто покупаю воду в бутылках, когда куда-то иду. А почему бы не взять газету бесплатно?
Получается, что шансы выше, что именно прочитают их, а не другую газету.
Крупные издания продолжают существовать в Интернете, но им приходится что-то делать с тем фактом, что люди не хотят больше платить за новости, которые лежат на блюдечке в свободном доступе. Поэтому приходится затыкать дыры в бюджете рекламой. У кого-то получается, у кого-то - нет.

Edited at 2013-10-06 03:23 pm (UTC)
igrowing
Oct. 6th, 2013 05:30 am (UTC)
- Ты на какую газету подписался на след. год?
- Ни на какую. У меня интернет!
- Ага, а в туалет ты с клавиатурой ходишь?

Король умер, да здравствует король! Практика показывает, что после кризиса приходит расцвет. Но расцветает не то, что загнило. Это как бы реникарнация.
Хорошо, когда можешь распознать что загнило и отмирает. Еще лучше, когда можешь распознать во что это переродится.
Моё непрофесиональное набюльдение:
Молодые авторы делают себе имя на написании статей в бизнес-СМИ: либо про интересующую их лично ветку бизнеса (это может быть вышивание крестиком или тенденции фьючерсов), либо про вообще бизнес в их окружении.
Когда имя сделано, тогда и опыт набран, и связи налажены. И они начинают собирать статистику по бизнес-профилям. А статьи со статистикой - это уже немалые деньги. Я сам такие статьи иногда покупаю.
rus_esmeralda
Oct. 6th, 2013 03:07 pm (UTC)
Есть такая байка про сталинские времена, не проверяла, насколько она достоверна, но в каждой шутке, как говорится, есть доля правды.
Если кратко, то в 30-е, кажется, годы, чтобы сделать СССР самой читающей страной в мире, было... закрыто производство туалетной бумаги.

Узкое профилирование - это одна из современных тенденций, да. Многие специализируются на какой-то отдельной сфере и работают с ней.
И это тоже вариант стратегии на угасающем рынке, который может быть вполне успешным.
igrowing
Oct. 6th, 2013 04:14 pm (UTC)
Юль, байка ржачная!
Это сделало страну читающей и подняло степень актуальности лечения геморроя до таких высот, что даже стоматологи и психиатры умеют его лечить :)

Говоря о туалетной бумаге - именно в Китае найдены документы о ее употреблении в гигиенческих целях аж с 6-го века. Зато теперь в Китае туалетная бумага есть только в гостиницах для европейцев. Зато в сортирах телевизоры...

А серьезно, видимо, страна стала читать потому, что другие развлечения (почти) отсутствовали. А?
rus_esmeralda
Oct. 6th, 2013 05:13 pm (UTC)
Может быть, и поэтому.
А еще трудно было чем-то выделиться из толпы (штампованные квартиры, одинаковые наряды) и отличаться от других можно было интеллектуально, начитанностью и т.п... что, в общем-то, не так уж и плохо.

При Китай интересно! Наверное, в 6 веке ею пользовались императоры и особы приближенные к ним :)
Хотя, честно говоря, я думала, что в современном Китае с удобствами и гигиеной лучше... в смысле, не только для туристов.
stacie_elberg
Oct. 6th, 2013 07:41 am (UTC)
Скажу, наверное, страшное, но я очень довольна тем фактом, что эра бумажных публикаций сменяется эрой публикаций сетевых. Подумай о том, как быстро распространяется информация в сети. Какой огромный у нас простор для оформления этой информации: вспомни хотя бы сборники "Следов на песке" - и это сделано фактически в два клика. А если подключить к этому Фотошоп, если изучить хотя бы поверхностно языки программирования, представляешь, КАК можно подавать информацию? Наступает эра торжества свободного журналиста :) Теперь можно продвигать свои идеи. То же самое, кстати, можно сказать и об издательском рынке: теперь, когда бумажная книга отходит в прошлое, мы наконец-то стали свободны, нам дали в руки огромное количество инструментов, перед нами весь мир. Вот теперь и посмотрим, кто чего стоит: теперь нужно справляться своими силами и расти :)
rus_esmeralda
Oct. 6th, 2013 03:16 pm (UTC)
Почему страшное? Реальность такова.
Мир меняется, меняется быстро на наших глазах, я бы даже сказала стремительно. И это интересно наблюдать.

Насчет издательского рынка согласна полностью.
Для писательского творчества открыто море возможностей, которые были недоступны ранее, и на твоем с Аней примере это прекрасно видно!

Я думаю, что останутся истинные фанаты своего дела, людям, ищущим быстрого и надежнего заработка в СМИ сегодня делать нечего. Заработать денег в этой сфере... сегодня непросто, мягко говоря. Возможно, конечно, но далеко непросто.
Но, с другой стороны, это даже хорошо.
stacie_elberg
Oct. 6th, 2013 04:13 pm (UTC)
Почему страшно? Потому что некоторых пугают перемены. Есть даже термин для этого, когда людей пугает быстро изменяющаяся реальность. В университете слышала. Правда, забыла его :)

Сейчас вообще понятие "надежность" изменилось. Когда люди живут быстро, надежность выглядит иначе :) Не так, как раньше выглядела.
rus_esmeralda
Oct. 6th, 2013 05:16 pm (UTC)
Меня не пугает, мне нравится перемены нравятся :)
Единственное, что есть - некоторая ностальгия по иным временам...

Причем, это касается не только сферы СМИ. Вот история с тем же феменизмом, например. Я только "за" равноправие женщин и все такое... но в джентельменском отношении к даме как к слабому беззащитному существу, требующему защиты, есть своя романтика.
stacie_elberg
Oct. 6th, 2013 06:00 pm (UTC)
Ну, ностальгия есть всегда. Главное - чтобы то была здоровая ностальгия :)

Есть огромная разница между феминистками-фанатичками и, опять же, здоровым феминизмом. Но как по мне - это течение свое уже отжило. Женщины добились всего, чего хотели. Единственное - можно было бы направить силы на борьбу с неравноправием в странах третьего мира.
lev_vz
Oct. 11th, 2013 06:25 am (UTC)
Ты читала ль "Алмазный век" Нила Стивенсона? Там описано весьма вероятное направление развития печатного дела. В любом случае, вторая древнейшая профессия (как и первая) не исчезнет, пока жив род человеческий.
rus_esmeralda
Oct. 11th, 2013 05:24 pm (UTC)
Не читала... Сейчас почти ничего не читаю серьезного, книжки вон для подростков на испанском листаю, когда время есть.

Журналистика будет жить в том или ином виде, вопрос, в каком именно...
lev_vz
Oct. 14th, 2013 08:59 am (UTC)
А что меняется для журналиста, при переходе на электронный формат?
rus_esmeralda
Oct. 14th, 2013 03:30 pm (UTC)
Как правило, работа часто превращается в рерайт или сбор и обработу информации в Инете вместо оригинальных материалов.
Становится меньше реальной журналистики...
Ну, это мой личный опыт. Повторюсь, для крупных вебсайтов с огромными бюджетами это не проблема.
Заработать хорошо на рекламе в Инете пока что не у всех получается.
smeyanka
Oct. 12th, 2013 07:57 pm (UTC)
Очень жаль, несмотря на развитие технологий... мы недавно оформили подписку на хорошую серьезную аналитическую газету - 5 недель 6 дней в неделю всего за 10 евро. Это была акция, сейчас мы взяли годовой абонемент только на субботний выпуск. А вообще здорово, что у тебя осуществилась мечта юности, надеюсь, и сейчас, и в будущем твои мечты будут тебя радовать и осуществляться, и появляться новые!
rus_esmeralda
Oct. 12th, 2013 09:31 pm (UTC)
С новыми мечтами напряг, если честно. Точнее, есть парочка мечт, но огонь для их осуществления приходится подогревать искусственно... в этом разница по сравнению с юностью.

А газету для интереса выписали или тебе по учебе что-то оттуда требуется? На голландском?
smeyanka
Oct. 13th, 2013 12:12 am (UTC)
Главное - что есть огонь, пусть и искуственно подогреваемый, кто знает, когда это может перерасти в настоящее пламя и вообще - всему свое время, в свое время и придет:)

газета на голландском, нам ее и на учебе советовали, для обогащения словарного запаса даже местным (а мне - так особенно полезно), потому что пишется действительно профессионально с использованием кучи незнакомых мне до сих пор слов и выражений. Но и вообще это считается самой хорошей газетой у нас, поэтому когда узнала об акции, сразу решили оформить подписку, и сейчас тоже, на первый квартал у нас 30% скидка.
( 18 comments — Leave a comment )