?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Все, кто меня давно читает, знает, насколько большую ценность для меня представляют толерантность, принятие, либеральные взгяды. Все наслышаны (а если не наслышаны, то самое время узнать), что я не приемлю расизма, национализма, гомофобии; унижения и презрения к человеку или к группе людей только потому, что чем-то отличается от остальных. Также я не могу найти оправдания буллингу и моббингу, издевательств над детьми в школе или над коллегами на рабочем месте. Чаще всего жертвой последних становятся люди, которые по какой-то причине не вписываются коллектив, отличаются от других. Это роднит моббинг с фобиями.
Все эти случаи глубоко задевают и меня. Ранят. Меня. Лично.
Мои кулаки сжимаются, мне хочется пойти и показать обидчикам кузькину мать объяснить, что так нельзя. Втолковать, что человек достоин уважения вне зависимости от того, в какой стране он родился, спит ли с девочками или с мальчиками, одевается так или иначе, раскован или стеснителен.

Только вот в нашем мире не все черное и белое, есть множество оттенков, каждая ситуация индивидуальна.
И какие-нибудь националисты и расисты, которые предстают для меня исчадиями ада, сами себя считают хорошими людьми, которые борются за добро и справедливость. Несмотря на то, что в реальности они заняты прямопротивоположным. Противоречение, однако.
Но сейчас я начинаю понимать ситуацию глубже, после знакомства с одним интересным исследованием.

Сегодня наткнулась на замечательное интервью с автором книги "Just Babies: The Origins of Good and Evil" "Просто дети: истоки добра и зла" профессором Полом Блумом.
От вопросов воспитания детей я очень далека, однако меня всегда интересовало, насколько наша личность обусловлена тем, что заложено природой и тем, какие качества мы приобретаем в процессе жизни, общаясь, социализируясь, учась новому. Я сразу заинтересовалась заголовком и прочитала интервью. Не зря.

В этой книге Пол Блум останавливается на том, что какие моральные качества и установки заложены в человеке изначально и проявляются уже в раннем детстве. Так, у 2-3 летних малашей, пишет когнитивный психолог, изучавший проблему, уже развито чувство справедливости и "экстраординарное нравственное чувство". Получается, мы рождаемся с понимаем того, что плохо, а что хорошо. Вот как!

Однако мораль, заложенная в нас с рождения, очень ограничена. Она имеет свои особенности. Маленькие дети, да и взрослые, нравственно расположены к тем, кто рядом с нами, родственникам, друзьям, знакомым, соседям. При этом к незнакомцам, к другим, не таким, как все, они, вооруженные вот этой первобытной моралью, очень холодны и даже враждебны.

Блум пишет, что малыши от природы нетерпимы ('babies are natural born bigots').
Они несознательно разделяют мир на "Нас" и "Их". По отношению к "Ним", в отличие от "Нас" у них нет никаких теплых чувств в принципе. Страх, недоверие, враждебность. С точки зрения эволиции - это очень полезное качество. Луше не доверять незнакомцу из другого племени. А то еще поймает и съест, неровен час. В первобытном обществе - очень хорошая модель поведения, чего уж там.

Но даже современные ребятишки, выросшие в очень однородном обществе (одна раса, одна национальность, одна культура) гораздо более склонны к расизму, чем те, чье детство прошло в компании малышей из разных культур. Благо примеров последнего в США предостаточно.

Интервью очень интересное и неплохо бы было его перевести и распространить. Да и книга, без сомнения, достойна внимания.

Мне подумалось, господа, что сегодняшние расисты, националисты и иже с ними просто еще не доросли, застряли в вот в таком детстве.
У них до сих пор преобладает первобытная мораль, где "Наш" - по определению хороший, "Чужой", "Другой", "Не такой, как я и ты" - по умолчанию плохой.
Мало этого, убеждение сидит очень глубоко, уходя корнями в бессознательное, в темное прошлое человечества. Первобытную мораль нельзя просто взять и выкинуть. Она строилась миллионами лет эволюции. И не удивительно, что именно такое поведение и образ мыслей кажутся людям с предубеждениями в отношении "Других" правильными. Это голос человека в шкуре из пещеры нашей эволюции.

Но штука в том, что мы растем. Растем вместе как человечество, растем по отдельности как личности.
Мы развиваемся, учимся, становимся лучше, умнее, опытнее... и очень бы хотелось верить, что добрее. Потому что если мы не будем становится добрее, остальные достижения не очень-то и важны.

У нас нет времени эволюционировать по-старинке. Мир меняется очень быстро. Он становится единым, хотим мы этого или нет. Пора уже попращаться с детским взглядом "свой-чужой" и понять, наконец, что мы все - люди, и каждый из нас - человек.

Самое интересное, что избавиться от предубеждений можно, даже если они уже сформированы в детстве. Образование, общение с разными людьми, путешествия, живое любопытство и любознательность этому очень способствуют.

Мне не раз приходилось наблюдать во время работы в США по программе Work and Travel, как рушились националистические, расистские, гомофобные взгляды после простого знакомства с ребятами из разных стран, при встрече с людьми другой секс. ориентации. "Они такие же как мы!"; "Да они нормальные!"; "Никогда бы не подумал/a, что можно так подружиться с инострацем/человеком другого цвета кожи"; "Он голубой, ну и что? Классный парень".
Каждый такой случай - маленькая победа, маленький шажок к свету. К сожалению, не у всех есть возможность поехать работать на лето в Америку или в другую страну, чтобы окунуться в такую атмосферу :( С каждым годом россиянам это труднее и труднее сделать.

Хуже, когда человек уперся и начал идентифицировать себя с подобной идеей. Тогда отступить назад, признать свою неправоту - значит признать свое поражение. Если идея уже своего рода часть его как личности, тогда дела плохи. Многие политические силы, в том числе и российская стальная вертикаль власти, очень даже не против, чтобы люди вот так упирались. Проще управлять стадом, у которого во всех бедах виноваты американцы, иммигранты и геи.

Однако опускать руки нельзя. Особенно сейчас, когда многие понимают истинную картину, когда многим есть, что сказать, каким опытом поделиться.

=================================
Что напомнило мне о том, что пора уже перестать тянуть кота за хвост и написать о реальной истории дружбы двух семей: советской (а потом российской) и китайской, - прошедшей через три поколения и продлившейся более 60 лет. История - моя и моей семьи.
Она началась с переписки моего деда с китайским учителем в 1950-е, а в 2013 мне и моим родителям получилось встретиться с тем самым китайцем и его семьей на границе США и Канады.
В Китае и в Канаде она уже опубликована на китайском.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
saapin
Nov. 17th, 2013 07:17 am (UTC)
Поразительно, как созвучно моим мыслям и переживаниям. Меня начинает трясти, когда встречаюсь с фактами антисемитизма. Я жил в Германии, вроде бы уже давно позади война, холокост, а сколько в немцах презрения к евреям. Да, внешне они это не проявляют, но когда с ними разговоришься, то такое раскрывается, что страшно становится. А в Польше германофобия. Хотя они состоят вместе в ЕС. В Швеции натурофобия, и очень серьёзная. Тоже самое в Исландии встречал. Если человек говорит, что семья из мужчины и женщины - это не так уж и плохо, то его с землёй смешают. Так что вы очень правы: только толерантность, только либерализм выведут человечество к свету. Надо больше об этом писать. Капля камень долбит.
rus_esmeralda
Nov. 17th, 2013 01:23 pm (UTC)
И меня тоже начинается трясти. А особенно разозлилась, когда среди самих евреев увидела расизм... здесь, в США. Подумала, ну они-то и их предки прошли через столько унижений по национальному признаку, чтобы перебраться в Америку и петь ту же самую песню :(
С европейскими странами я не очень знакома, только по СМИ и Инету, но, конечно, что проблемы есть везде.
Насчет семьи... Мне вот некоторые говорили, что раз у нас нет детей, то мы с Мистером не семья. Так что, да, тоже еще та тема.
stacie_elberg
Nov. 17th, 2013 07:20 am (UTC)
Не очень хорошо понимаю, как МОРАЛЬНЫЕ качества могут быть заложены природой. Но ученому виднее, конечно же. Хотя и не понимаю, какими исследованиями можно такой, прямо скажем, странный постулат доказать.
rus_esmeralda
Nov. 17th, 2013 01:25 pm (UTC)
Ему надо было как-то назвать "добро": состарадание, желание помочь ближнему (совсем ближнему в этом случае, "нашему"), чувство справедливости, которые дети проявляют в раннем возрасте. Вот и назвал это моралью.
stacie_elberg
Nov. 17th, 2013 04:18 pm (UTC)
Странная формулировка. Ну и в любом случае, не могу согласиться. Мне кажется, это прививается с воспитанием. Зачатки чего-либо определенно есть, но остальное зависит от среды, от родителей, книг и т.п.
dagmara
Nov. 17th, 2013 04:23 pm (UTC)
альтруизм отдельной особи считается эволюционно выгодной стратегией для вида в целом, биологический факт, уже давно доказанный. на английском сейчас не назову (но могу посмотреть позже если надо), на русском об этом есть книги Эфроимсона и Маркова (у Маркова правда в общих чертах, глава в книге).
правда это не имеет отношения к толерантности, потому что толерантность не имеет отношения к выживанию, это про культуру, а альтруизм имеет самое непосредственное.
stacie_elberg
Nov. 17th, 2013 04:25 pm (UTC)
А каким способом это доказывается? Мне просто интересно, я не придираюсь.
dagmara
Nov. 17th, 2013 04:42 pm (UTC)
палеоантропология и антропология это изучает. я точно не назову сейчас методики, ибо не спец, но основывается в том числе на изучении и анализе поведения приматов и разных антропологических данных, типа как там стаи-племена были организованы, численность, смертность и ее причины, все такое.

сразу отвечу на второй камент - альтруистическое поведение сейчас оценивается с точки зрения морали. т. е. спас чужого ребенка - поступил хорошо, но не потому что ребенок это потомство которое в свою очередь размножится и увеличит число особей хомо сапиенс, а потому что жизнь человека ценна сама по себе, и спасение другого человека это показатель доброты и храбрости, а не целесообразности. другие критерии оценки, в общем.
stacie_elberg
Nov. 17th, 2013 04:44 pm (UTC)
Все же ученые - очень забавные люди. :)
dagmara
Nov. 17th, 2013 04:50 pm (UTC)
вообще методики довольно продуманные и воспроизводимость результатов тоже неплоха, так что верить им в целом вполне можно :-))
stacie_elberg
Nov. 17th, 2013 04:52 pm (UTC)
Да кто ж против. Пусть верят! :)
dagmara
Nov. 17th, 2013 04:24 pm (UTC)
ну то есть сейчас альтруизм связывают с моралью, но начинался он с биологии, вот я о чем :-)
stacie_elberg
Nov. 17th, 2013 04:25 pm (UTC)
Не очень хорошо понимаю, что общего между этими двумя понятиями.
maria_efanova
Nov. 17th, 2013 09:17 am (UTC)
Согласна с тобой :)
rus_esmeralda
Nov. 17th, 2013 01:26 pm (UTC)
Это радует :)

Edited at 2013-11-17 01:28 pm (UTC)
vasilichka
Nov. 17th, 2013 10:52 am (UTC)
Согласна до последней буковки. Теперь хочу историю!))
rus_esmeralda
Nov. 17th, 2013 01:28 pm (UTC)
Над историей придется поработать, но сделать ее уже пора, да :)
dagmara
Nov. 17th, 2013 04:27 pm (UTC)
истоки всего этого безобразия в невежестве и неравномерном распределении ресурсов. ну перераспределить ресурсы нам вряд ли под силу, а вот просвещением непросвещенных -. имеет смысл заниматься :-)
rus_esmeralda
Nov. 17th, 2013 04:43 pm (UTC)
Да уж, отобрать и поделить, ощасливив народы, пытались много раз и ничего хорошего из этого не выходило.
А с невежеством, в принципе, по силам бороться :)
dagmara
Nov. 17th, 2013 04:48 pm (UTC)
ну, перераспределять (в том числе и кроваво) будут еще не раз, уж больно несправедливо ресурсы поделены :-)
( 20 comments — Leave a comment )