?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Почему кисы обиделись

Весной меня расфрендило очень много людей. Многие из них были моими давними ЖЖ-друзьями, с которыми мы тепло общались годами.
Но Крымнаш и события последнего года вывели на поверхность противоречия в наших взглядах. Моя точка зрения стала ударом по их мировоззрению. Кто-то попытался меня переубедить, и ушел после разговора на повышенных тонах, хлопнув дверью.
Кто-то просто молча удалил из друзей, а кто-то написал в личку и объяснил, что больше не хочет читать мой журнал из-за моей политической позиции, которую он не разделяет. Среди знакомых вне блогосферы со мной также перестали общаться некоторые люди - по той же причине.

Понимая, что причиной стали мои взгляды, я не до конца осознавала, почему это их настолько задевает.

Вот пост Валерия Аллина val000, где он четко и ясно объясняет, почему людям так обидно, когда кто-то наносит удар по их системе ценностей, их мировоззрению.

О лжепатриотизме



Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Вряд ли кто-то станет спорить, что наше представление о Родине является частью нашего мировоззрения. Меня интересует один нюанс, вытекающий из этого, казалось бы очевидного, факта. Дело в том, что самая большая обида для человека - это удар по его мировоззрению, и чем ближе к основам мировоззрения - тем больнее. Реакция на такое воздействие обычно взрывная и безотчётная. Поэтому критиковать чужое мировоззрение, даже если Вас попросят, лучше с безопасного расстояния.

Особенно опасно, если человек, которого Вы собрались критиковать, недостаточно умён для того, чтоб составить критическое представление об окружающем мире. Если же попытаться понять их мировоззрение с помощью наводящих вопросов, то окажется, что вместо логических доводов и фактов в конструкции мироздания такого человека будет масса эмоциональных подпорочек и подвязочек, которые не дай Вам Бог задеть. Кстати, этого практически невозможно избежать, поскольку звенья эти существуют исключительно только в голове такого вот человека. Так же опасно цеплять критикой его близких родственников: вклад родителей в его мировоззрение огромен (пусть он и не осознаётся), а супруг(а) и развитие детей является прямым результатом этого подсознательного мировоззрения.

Другое дело - та часть мировоззрения, которая ответственна за понятие «Родина». В отличие от представления о мире, представление о Родине довольно конкретно, и мы все более-менее его разделяем, поскольку вместе учились в школе, смотрели одни и те же фильмы и слушали в детстве те же сказки. Благодаря образованию наше представление о Родине более-менее правильное (поскольку сформировано умными людьми) и совпадает с представлением окружающих. Но есть один подвох для недостаточно умного человека: Родина - и краеугольный камень в нашем мировоззрении, и одновременно живое государство (или иная формация - не суть важно). Важно то, что наше желание оградить своё мировоззрение сталкивается с необходимостью изменять жизнь в стране к лучшему. Тут и появляются те, кто считает, что всё и так хорошо. Именно они называют себя патриотами, а зря - они защищают своё мировоззрение и очень на вас обидятся, если Вы скажете, что что-то в стране не так.

Тем временем страна вступает в постоянные контакты с другими странами, и иногда о том, что что-то в ней не так, говорят и иностранцы. Это особенно обидно «так называемым патриотам». Они-то знают все подвязочки и их ценность для собственной конструкции. Кстати говоря, в случае Родины этими эмоциональными подвязками «патриотов» обильно снабжают непорядочные СМИ, от чего количество «обиженных за державу» только растёт (поскольку категорически нельзя заменять логические звенья эмоциями).

Конечно, к чувству патриотизма эта обида не имеет никакого отношения, пусть даже и позволяет обиженным объединяться в клубы по интересам с патриотическими названиями. Патриот - не тот, кто ставит во главу угла борьбу с обидчиками, закрывая глаза на разрушение важнейших государственных институтов, а тот, кто делает всё возможное для процветания Родины - для того, чтоб её любили и уважали (и не только свои граждане) за реальные достижения в экономике, образовании, медицине и науке. Человек, который готов сделать из своей Родины пугало для устрашения в первую очередь соседей и родственных народов - не патриот, а враг Родины - защитник своего так и не вербализированного мировоззрения.

PS. Конечно, мировоззрение можно не иметь не только по глупости, но и просто из нежелания тратить силы на его вербализацию. В этом желании души отражается скорее всего не очень высокий уровень духовного развития человека. Может быть, именно поэтому некоторые лжепатриоты одновременно выступают в роли антисемитов или даже нацистов.

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
derevotakoe
Nov. 14th, 2014 05:35 pm (UTC)
Глупость 2014 года - расфренды по политическим причинам.
Я за Крым наш) но уважаю чужое мнение) и мне очень интересно тебя читать.
rus_esmeralda
Nov. 14th, 2014 06:15 pm (UTC)
Спасибо! А я постараюсь писать, чтобы и дальше было интересно.

Да, 2014-й поссорил очень многих, к сожалению:( Но при таких обстоятельствах и накалах страстей, как сейчас, конфликтов просто не избежать... Особенно в Сети, в блогах.

svetlana_vi
Nov. 14th, 2014 06:51 pm (UTC)
Я осталась в России, и, надеюсь, объяснимо мое болезненное восприятие нападок на страну. Как бы оно ни сложилось и как бы ни чудило правительство. Кому приятна травля?...
Но. Я за компромиссы, за понимание, за принятие другого "как он есть". Чего нам делить, Юль? Мы должны умножать. Мир, добро и понимание.
rus_esmeralda
Nov. 14th, 2014 07:17 pm (UTC)
У меня в России осталась семья, я там прожила большую часть жизни, и для меня тоже очень важно все, что там происходит с властью, с экономикой, со СМИ, с людьми.

Жаль до боли тех немногих людей, кто живет в России и не крымнашствует или даже осмеливается что-то сказать против генеральной линии. Вот где травля! Хочется им чем-то помочь, поддержать.

И мне страшно за будущее, чем дальше, чем больше.

Но я не хочу затевать дискуссии - это трата времени, у меня его мало. Я никогда не пыталась никого в чем-то переубедить. Бесполезное занятие. Меня пытались переубеждать, что тоже, конечно, бесполезно.

А делить действительно нечего, ты права.
svetlana_vi
Nov. 14th, 2014 08:11 pm (UTC)
Вот именно, "затевать дискуссии" и мне не хочется. В споре каждый лишь убеждается в своей правоте, никаких нафиг истин не рождается. Уж точно это уяснила. Я не была "за Крым наш", но и против после случившегося не была (как бы дико ни звучало, да? Это ж Украинская территория с времен Хрущева). Это далекое что-то. (Как Камчатка, например). Я в нем вообще была раз в глубоком 2-х летнем детстве и в Севастополе в 6 классе, в1985, когда всё было одной страной, считай в сознательной жизни - ни разу. Как я могу о чем-то судить. Но коллеги там бывали, ЖЖ разные читала, не только телевидением же мы тут обогащамся,я верю, что это было желанием большинства. Ну, присоединились, пошел отсчет.
Но это было огромной неожиданностью. Хотя я никак не осознАю, что аннексирован, что захвачен... О проведенных исторических параллеляз много читала, конечно. Поживем-увидим
nefedor
Nov. 14th, 2014 07:37 pm (UTC)
Вы знаете, мне кажется, восприятие зависит от самого человека, а не от того, уехал он или остался. Я уехал, однако мне все равно больно, что страна, из которой я вышел и культуру которой впитал выкидывает эдакое.
Однако, я думаю, нужно отличать нападки от справедливых оценок. Когда о России говорят как о вечно пьяной стране полной медведей и балалаек - я понимаю, что это пустые нападки, так как знаю, что на самом деле, несмотря на наличие пьянства, медведей и балалаек, вцелом это не так.
Но когда я вижу, что критика тех или иных действий или явлений в России справедлива и объективна, я понимаю, что я должен согласиться с ней, как бы неприятно мне это ни было. Иначе я не могу считать себя и свое отношение честным. И никакой травли я в этом не вижу.
rus_esmeralda
Nov. 14th, 2014 07:50 pm (UTC)
Я уехал, однако мне все равно больно, что страна, из которой я вышел и культуру которой впитал выкидывает эдакое.

Вот и мне тоже больно. Было бы мне безразлично, что там происходит, не было бы так больно...
svetlana_vi
Nov. 14th, 2014 08:20 pm (UTC)
Да, и я так ощущаю, как Вы говорите! И все наши проблемы внутренние и внешние неуклюжести тоже вижу. И сделать ничего не могу. И просто вся с марта уже "повернулась" на этой политике. Спать не могу, пока все холивары в ЖЖ не перечитаю:((
А еще на коммунальные наши службы злюсь, и на то, и на это. А иногда люблю просто так людей вокруг, незнакомых прохожих, как нападет на меня:)
Поэтому в унисон Вам скажу. Я не уехала (хотя очень хотела покинуть Россию, и хотела жить только в США, пугая всех жома своей определенностью. но семья не поддержала, и я сдалась), и я тоже болею и переживаю за Россию. Но, живя тут, переживать чуть сложнее, хотя и так же бесплодно.
Я хочу что-то сделать. Материальное. Что даст вклад, поворот, начало чему-то хорошему. Только пока не знаю, что.
nefedor
Nov. 14th, 2014 08:38 pm (UTC)
Да, наверное несколько сложнее, Вы правы.
Что же касается "сделать", мне кажется это очевидно, хотя и очень непросто на практике. В православии есть такое высказывание святого: спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся. Я думаю, это как раз то, что нужно делать гражданам России, которым не все равно: жить честно, не давать взяток, не голосовать на за кого по указке, требовать соблюдения своих прав и уважать чужие права, быть терпимыми, быть отзывчивыми к чужому человеку.
Именно глядя на людей, которые так живут, кажется, что у России есть будущее. И это - очень серьезный вклад, как мне кажется.
svetlana_vi
Nov. 14th, 2014 08:55 pm (UTC)
Да, я стараюсь так и жить. И детей воспитать хорошими людьми. Мое-то окружение прекрасное. Но люди разные, увы.
nefedor
Nov. 14th, 2014 07:41 pm (UTC)
У нас то же самое - знакомые разделились на два лагеря и раздружились. Причем даже в реале, а не в интернете.
Моя жена поет в русском камерном хоре Нью-Йорка, так оттуда уходили люди просто из-за того, что не хотели ассоциировать себя с Россией, несмотря на то, что там политика вообще никаким боком. Раньше грузины уходили, теперь украинцы.
По опыту могу сказать: обсуждать совершенно бесполезно. Лучше просто избегать этой темы, если хотите сохранить отношения несмотря на.
rus_esmeralda
Nov. 14th, 2014 07:57 pm (UTC)
Надо же! Казалось бы, причем здесь хор и искусство? Политика везде проникает.

У меня среди близких знакомых, живущих в США, нет поддерживающих нынешний курс России и ее действия. Но у меня и знакомых не так много, выборка небольшая.

С некоторыми друзьями в России приняли решение не говорить на эту тему, чтобы не ссориться. Но все-таки у этих людей другое восприятие, не настолько заостренное, не настолько в штыки, как у тех, кто порвал контакты.
Сам факт существования моей позиции, отличной от их, не становится для них призывом к ссоре или обиде, ударом по мировоззрению. Это уже хорошо.
nefedor
Nov. 14th, 2014 08:02 pm (UTC)
>> Но все-таки у этих людей другое восприятие, не настолько заостренное, не настолько в штыки, как у тех, кто порвал контакты.

И это хорошо видно по комментаторам выше, которые остались Вашими читателями несмотря на разницу в позициях - нормальные адекватные люди.
alexpobezinsky
Nov. 15th, 2014 12:50 pm (UTC)
Спасибо. Мне понравился пост Валерия. Как-то пропустил у него. Заберу себе.
( 14 comments — Leave a comment )