?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начало

Есть люди, которые страдают аллергией на кошачью шерсть, но все равно держат дома кошек. Они пьют таблетки, чихают и утирают нос, терпят, но с своими кошками расстаться не могут. Я, даже не страдая аллергией, кошек заводить не собираюсь. Однако таких людей я понимаю прекрасно.

Я обожаю путешествовать, это моя страсть, это то, без чего, как говорит Мистер, я бы была уже не собой. Но мои ДНК сложились так, что поездки на многих транспортных средствах даются нелегко. Меня ужасно укачивает. Особенно сильно может укачать на маленьком самолете, в автобусе и в машине. С такой проблемой путешествовать непросто, но охота, как говорится, пуще неволи.

Годами имея дело с сломанным вестибулярным аппаратом, я знаю, как его обхитрить или по крайней мере попытаться это сделать. Нельзя ездить в машине на голодный (или переполненный) желудок; лучше всего сидеть рядом с водителем и открывать окно (вне зависимости от того, есть кондиционер или нет), если становится хуже. Леденцы и всякие народные средства мне не помогают, но “тяжелая артиллерия” вроде таблеток от укачивания действует. Правда, от них я чувствую невероятную усталость и ощущение того, что все кругом в тумане. Другая проблема таблеток в том, что их надо пить заблаговременно - до поездки. Если мне УЖЕ плохо, то они не помогут.

В Индии, как человек, страдающий тяжелой формой “морской болезни”, я получила VIP-место на переднем сидении мини-вэна. Чем, конечно, была довольна. Удивительно и то, что укачало меня только под конец 9-часовой поездки - в горах. Я полагаю, все дело в том, что поездка на машине произвела на меня настолько сильное впечатление, что мозг про укачивание просто забыл. Или же его заглушил голос инстинкта самосохранения, который во время этой поездки вопил не переставая.


Индия унаследовала правый руль от британских колонистов. Больше ничего общего в дорожном движении Индии и цивилизованных стран нет.

Нет ничего общего и с Россией. Если вам когда-нибудь придется ехать на авто по Индии, то вы оцените спокойствие российских дорог и вежливость водителей. Да-да, я говорю серьезно.

Поездка из Дели в Дехрадун - реальная версия экстремальной гоночной видеоигры. Как и положено в компьютерной игре, все начинается с элементарных, простых уровней.

Шоссе, ведущее в аэропорт Дели, ничем особенным не отличается от любого другого - в Нью-Йорке, Москве, Лондоне. Широкая, в меру оживленная дорога, ровный асфальт, высокие скорости…

По сторонам шоссе идет непрерывное строительство: отели, торговые центры, парковки, дома. Индия строится. Постоянно, упорно, многими миллионами рук ее жителей, страна строится и растет. В Индии на термин “развивающаяся страна” начинаешь смотреть под иным углом: это не столько противопоставление развитым державам, сколько констатация того факта, что страна развивается. И это - здорово.

Минут через 15-20 после того, как мы покинули аэропорт, шоссе начало меняться. Появилось больше машин, особенно старых и битых, автобусов, тоже видавших виды и мятых. Компьютерная игра стала усложняться, перейдя на новый уровень.

Мои размышления о семантике макроэкономических терминов быстро прервались, когда на обочине дороги я заметила буйвола. А точнее - буйволицу. Большую, черную, с загнутыми рогами. Буйволица стояла рядом с палаткой из грязной мешковины, в которой, как нетрудно было догадаться, кто-то живет, может быть, даже целая семья.

В паре метров расположился импровизированный ларек, где продавали воду, индийскую газировку, маленькие пакетики с жевательным табаком или бетелем (как выяснилось позднее, эту дрянь жует пол-Индии и приобрести ее можно в любой трущобе) и другие мелочи.

Мы остановились, чтобы купить воды: выдался жаркий день. По моим меркам жаркий, для индийцев +25 - +27 по Цельсию - это прохладная погода.

Я хотела купить воду, но Виджай - профессор, который приехал нас встречать - порекомендовал мне остаться в машине, потому что, увидев иностранцев, с нас непременно попытаются содрать за нее втридорога.

Наш водитель


Это был первый раз в моей жизни, когда я увидела людей, живущих на обочине. Всю дорогу до Дехрадуна я не сводила с них глаз: тысяч и тысяч людей, поколениями живущих вот так и не знающих ничего, кроме пыльных обочин.



Чувство жалости и гнева на мир за его несправедливость мешалось в горьковатый коктейль с чувством благодарности по отношению к тому же миру за то, что у меня есть дом, вода и канализация, выход в Интернет… и возможность вот так путешествовать, чтобы осознать, насколько мне в жизни повезло.



Когда мы с Мистером были в Монтане в сентябре 2014-го, он пошутил, что это никакие не Скалистые горы парка Глэйшер, а просто кучи мусора. У него специфический юмор, но тогда шутка пришлась очень кстати и меня развеселила. Тогда я не догадывалась, что уже через пару месяцев увижу настоящие горы мусора.

Темный холм замаячил впереди, а в салон машины проник отвратительный запах, который я даже не буду пробовать описать словами. Я спросила Виджая, что это за гора, а он ответил коротко: мусор. Рядом с гигантской свалкой расположились палатки бедняков, чуть поодаль - жилые дома.

Над мусорной горой кружили сотни хищных птиц, сотни темных силуэтов с огромным размахом крыльев. Время от времени птицы пикировали вниз. Я предположила одно из двух: или хищные птицы в Нью-Дели пристрастились к объедкам, или же они так охотятся за мышами и крысами, которых на такой свалке, надо думать, несметное число.

Мы проехали этот участок быстро и вскоре свалка осталась позади, но впечатление от нее стало одним из самых ярких за всю поездку в Индию.

Ситуация на дороге тем временем все больше напоминала сумасшедший дом. Гоночная видеоигра перешла на новый уровень сложности.

Я подозреваю, что формально в Индии существуют правила дорожного движения, разделительные полосы, запрет езду по встречной полосе… Однако есть они только где-то в теории. Первая мысль о том, что индийская проезжая часть - это полная анархия.

Дорогу между собой делят автомобили, автобусы, грузовики и многочисленные мотоциклы (на одном мотоцикле могут чудесным образом ехать родители с четырьмя маленькими детьми), рикши и гужевой транспорт. Повозки с буйволами, лошадьми и мулами там не редкость. На них нагружают кучу сена, бамбуковых палок или овощей, и животное тащит все это по оживленному шоссе.

Машины протискиваются между друг другом, мчатся навстречу, пытаются обгонять по встречке огромные грузовики, не видя, что творится на дороге впереди. Впрочем, понятия встречной полосы не существует: транспорт едет по обеим, в зависимости от того, какая в данный момент свободна.

Еще одна неотъемлемая часть индийского дорожного (в большей степени городского, чем сельского) пейзажа - вот такие маршрутки. Патриотические маршрутки, между прочим. I love my India. Маршрутки, цена на проезд на которых весьма демократична, пользуются большой популярностью. Одновременно в такое авто может набиться с десяток человек. Характерная особенность такой маршрутки - одно колесо впереди и два сзади, а также отсутствие стекол, а иногда и дверей. Впрочем, желающих воспользоваться этим видом транспорта от этого не убавляется.





Дорожной полиции, аналогов ГИБДД я так и не заметила. На дорогах - самоуправление (или лучше сказать самоуправство?) участников движения.

Все это движущееся сумасшествие отчаянно сигналит друг другу. Сзади на грузовиках, многие из которых украшены лентами, мишурой и надписями на хинди, красуется английская фраза Horn Please. К сексуальному возбуждению, как можно было подумать, она не имеет никакого отношения. Едущих сзади призывают сигналить - blow a horn, чтобы их заметили.

Время от времени из окна грузовика или машины высовывается рука водителя и делает неопределенный жест. Впрочем, неопределенный он только для туристов. Для участников движения все это - сигналы, несущие информацию. Анархией индийская дорога кажется лишь на первый взгляд, на самом деле, водители общаются между собой посредством взмахов высунутых из окон рук и визгов клаксонов.

Несмотря на то, что формально мы ехали по сельской местности, я так и не заметила четкой границы между Дели и пригородами, между малыми городами и селами. Складывается такое впечатление, что люди живут вдоль дорог везде, на каждом шагу находя возможность построить здание, открыть киоск или разбить сделанную из подручных материалов палатку.

На последний, максимальный уровень сложности наша жизненная видеоигра вышла к вечеру, когда начало темнеть. Мы, наконец, подъехали к предгорьям Гималаев, и дорога стала петлять. Нет, мы не сбавили скорость и не перестали обгонять по встречке. Грузовики, машины и мотоциклы никуда не делись, все осталось также. К экстремальным условиям добавились черная южная ночь и горный серпантин.

В такие моменты я думала, что мой конец близок, что во время следующего такого обгона в темноте на горном повороте, на который отважится наш водитель, мы разобьемся в лепешку. Индийцы же воспринимали происходящее как абсолютно нормальное явление. Ничего особенно в том, что машины чуть не сталкиваются каждые две минуты, а мы проезжаем на расстоянии пяти сантиметров от огромного грузовика, пытаясь его обогнать, нет. Для них это обычное явление, обычный день в дороге.


Сидя в машине семь-восемь часов подряд (столько по дорогам Индии может занять поездка длиной в 300 километров), я думала об индуизме - религии, которую исповедует большинство индийцев. Кстати, именно эти индийцы называются индусами. Меня жутко раздражает, когда всех подряд индийцев называют индусами; это тоже самое, что назвать всех жителей России православными. Индус - религиозная, а не национальная принадлежность.

Так вот, если все эти люди на самом деле верят в то, что они обязательно возродятся снова в другом теле, если они верят в реинкарнацию, то постоянно рисковать своей жизнью им не так уж страшно.

Всю эфемерность жизни, цена которой - разменная монета, особенно остро понимаешь в Индии. Среди сумасшествия на дорогах, детей, играющих в придорожной пыли, и семей, живущих на обочине, ценность человеческой жизни падает так низко, как мне, жившей в Америке и России, трудно было предположить.

Время от времени я поглядывала на изображения Кришны и Ганеша (индуистского бога с головой слона) и невольно вспомнила российские маршрутки и такси, водители которых часто вешают в салоне иконки, надеясь, что они уберегут их от аварий. Разные культуры и религии на обывательском уровне порой оказываются очень похожи.

В тот вечер Кришна или Рама, а может быть, слепой случай уберег нас, и мы добрались до отеля целыми и невредимыми. Меня ждал долгожданный душ, а затем - ужин в доме ректора университета.

О чем этот цикл?
1. Индия. Приезд

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
derevotakoe
Jan. 26th, 2015 05:52 am (UTC)
Вот это да!
Слушай, а я тоже не знала, в чем разница между индийцем и индусом. Теперь знаю)
rus_esmeralda
Jan. 27th, 2015 01:38 am (UTC)
Значит, я не зря сюда пишу об Индии :)
Многие этого не знают, а жаль.
svetlana_vi
Jan. 26th, 2015 08:01 am (UTC)
очень-очень-очень ладно и интересно написано. и с юмором, и со страноведением. Такая забавная и нескучная "лекция" об Индии. Большое спасибо.
"В такие моменты я думала, что мой конец близок, что..." - тут меня почему-то разобрало хихикнуть... но лишь от того, что всё теперь позади, конечно. хорошо, что всё в порядке с тобой в итоге!!!
Молодец, что стала это писать. Кто знает, может быть потом в виде книжки выпустишь.
rus_esmeralda
Jan. 27th, 2015 01:45 am (UTC)
"Конец близок" это сейчас смешно, а тогда было не до смеха :)

Я сама очень рада, что стала это все писать, потому что я давно себе обещала написать об Индии, но усесться и заняться этим оказалось не так просто, все время что-то отвлекало.

Я думала, у меня будет больше фото с комментами к ним, а вышла масса текста... Посмотрим, как оно дальше пойдет.
val000
Jan. 26th, 2015 03:59 pm (UTC)
Очень интересно :)
rus_esmeralda
Jan. 27th, 2015 01:46 am (UTC)
Это радует :)
(Deleted comment)
rus_esmeralda
Jan. 28th, 2015 02:38 pm (UTC)
Ужас :( Аллергия - мерзкая штука. У Мистера аллергия на пыльцу, и он мучается с этим полгода каждый год.

Я не была ни в Египте, ни в Турции... Только в Индии, единственная восточная страна, где я побывала.

Абсолютно верно, Индия - не развитая страна. Она развивающаяся :) И ехать туда, я думаю, стоит только, когда захочется и когда готов к приключениям на свою голову.
Если хочется комфорта, вежливости и личного пространства - для этого есть Запад.
(Deleted comment)
smeyanka
Jan. 29th, 2015 05:36 pm (UTC)
Ооо, навряд ли теперь я решусь испытать на себе путешествие по дорогам Индии:) но почитать очень интересно, это точно!
rus_esmeralda
Jan. 30th, 2015 04:23 am (UTC)
Это удовольствие не для слабонервных - ездить по дорогам Индии :) Под конец путешествия я, правда, даже к сумасшедшей езде начала привыкать :)
( 11 comments — Leave a comment )