?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Сегодня - та редкая суббота, когда у меня нет планов встретиться с друзьями или отправиться на поиски неизведанного в Нью-Йорке и его окрестностях. Кажется, я даже могу простить себе такое ленивое настроение и не корить себя за потраченный впустую выходной.

Это один из тех дней, когда за окном проливной дождь и колючий ветер, когда хочется заварить ведерко горячего шоколада или тазик чая, усесться читать и позволить воображению дорисовывать своими красками картины, созданные чьим-то богатой фантазией. А еще можно писать. Без плана, без цели, без структуры - как сейчас.



Во время нашей с Мистером поездки в Оксфорд меня поразил своей неказистостью и простотой дом, где жил Толкин со своей семьей. В Англии, стране, полной домиков, словно сошедших с идиллических пейзажей, настолько они уютны и милы, серые, покрытые цементом стены этого дома, такая же серая крыша и высокий забор почти что режут глаз. Забор, впрочем, нужен, чтобы держать на расстоянии любопытствующих вроде меня, потому что сегодня в этом доме кто-то живет, и их, я уверена, достали орды людей с фотоаппаратами, приезжающие посмотреть на дом Толкина с разных концов света.

Сначала в голове с трудом укладывается тот факт, что человек, который создал в своем воображении мир, продолжающий уже седьмой десяток лет очаровывать и вдохновлять миллионы людей, мир, с которым мало что в литературе сравнится по красоте и эпичности, мог жить в таком сером неказистом доме. Но, если задуматься, вопрос содержит в себе ответ. Человеку с таким размахом фантазии, с такой глубиной воображения не обязательно было иметь домик с картинки. Его разум способен создавать и облекать в слова такие красоты, от которых захватывает дух - вне зависимости от окружающей реальности.

Толкин, Англия, жанр фэнтези в целом (хорошего, качественного фэнтези, потому что в этом жанре очень много книжного мусора), позднее - западноевропейская мифология и история для меня - очень важные вещи, это те книги, истории, легенды, киноленты, на которых я выросла. Я не представляю, я даже боюсь представить, кем бы я была сейчас, если бы росла без всего этого. Однозначно, совершенно иным человеком.

В нашем мире масса поклонников Толкина, но, давайте заглянем правде в глаза, среди них не так уж много в традиционном понимании успешных людей. Не просто в меру обеспеченных индивидуумов со стабильной работой или своим бизнесом, но тех, у кого хочется взять интервью о секретах успеха (крупные бизнесмены, общественные деятели, политики и пр.). И я говорю сейчас не о ком-то, кто прочитал “Властелин Колец” и ему понравилось, я говорю о таких поклонниках, кто с карандашом в руках ночами перечитывал “Сильмариллион” и “Утраченные сказания” и изучал эльфийские языки. Кто знает, о чем старуха Андрет беседовала с Финродом Фелагундом, кто может сходу назвать семерых сыновей Феанора и пятнадцать (я считаю Мелькора) Валар.

Все-таки, как ни крути, но сильное, детальное увлечение миром Толкина - это в какой-то мере бегство от реального мира. Как правило, бегство происходит в детском, подростковом или юношеском возрасте, но этим не ограничивается. Двери волшебного мира навсегда открыты для тех, кто когда-то нашел к ним ключ. Там всегда найдется приют для уставшего путника, теплый камин и древние легенды, которые из раза в раз звучат по-разному.

При всей моей любви к Толкину и созданному им миру, мечтательности, частому желанию уединиться и побыть наедине с собой и природой, меня очень волнует реальность. Реальные люди, реальные события, человеческие судьбы и судьбы государств, будущее нашего мира.

Честно говоря, меня даже несколько раздражает во многих творческих людях это желание отстранить себя от земных проблем. “Раздражает”, впрочем, слишком негативно окрашенное слово. Скорее, я этого не понимаю и не принимаю такого подхода. Не осуждаю, но не понимаю.

Я - НЕ вне политики. Меня живо интересует происходящее в США, в России, в мире. Меня завораживают - иначе, но не меньше, чем старинные сказания и легенды, экономические и политические процессы, общественное мнение и его колебания, эволюция взглядов людей. Все это жутко интересно и очень волнительно.

Я слежу за президентской гонкой в США. В тему углубляться не буду, потому что пост не о политике.

Забавно, но лучше всего политику в Америке, на мой взгляд, освещают комедийные передачи. Эти ребята умеют с юмором смотреть на ситуации, на которые не взглянешь без слез, подмечать главное и отделять зерна от плевел. Я с большим удовольствием смотрела Daily Show, когда его вел потрясающий ведущий - американский еврей Джон Стюарт. Теперь Джон передал шоу Тревору Ноа, комику из ЮАР, и я его смотрю реже. Еще люблю взглянуть на шоу веселого англичанина Джона Оливера. Острые шутки, граничащие и иногда переходящие грань дерзости, высмеивание политиков и сильных мира сего, - шоу, от которых не устаешь. Кроме того, в подавляющем большинстве это программы либерального толка, я разделяю этот настрой, и часто ловлю себя на том, что они удивительным образом озвучивают мои мысли по тому или иному поводу.

Среди этих комедийных телеведущих есть один, который разбил мне сердце, потому что он женат мне нравится больше всех - Стивен Кольбер. Даже не знаю, известно ли его имя в России. Скорее всего, не очень. По крайней мере, до переезда в США я о нем ничего не слышала. Впрочем, как и об остальных, о которых писала выше.

Стивен Кольбер. В английском варианте Stephen Colbert. Он начал работать в Daily Show у Джона Стюарта как приглашенный участник его программы. Кольбер изображал американского консерватора и ура-патриота и обрел такую популярность, что через некоторое обзавелся своим собственным шоу - Colbert Report. Сарказм в исполнении Кольбера - это шедевр жанра, он прекрасный актер. В прошлом году он оставил предыдущую программу и стал вести Late Night Show, одно из самых популярных вечерних шоу на американском телевидении.

Наверное, моим фаворитом оставался бы Джон Стюарт, если бы не одна немаловажная деталь. Кольбер - отчаянный фанат Толкина.

По словам Питера Джексона (ну, вы поняли, режиссера “Властелина Колец”), Кольбер обладает “энциклопедическими познаниями” мира Толкина. Он читает по-эльфийски и знает мельчайшие детали легендариума. Джексон отметил, что Стивен Кольбер осведомлен о предмете на порядок лучше, чем эксперты по творчеству Толкина, которых наняли создатели фильма.

После общения с Питером Джексоном Стивену дали эпизодическую мини-роль во второй части “Хоббита”. 12 секунд:



Популярный ведущий не стесняется говорить о своем увлечении и часто использует отсылки к миру Толкина и фильмам Джексона в своих программах. Когда Джон Стюарт снимал последнее Daily Show со своим участием, Стивен сравнил их творческий союз с дружбой Фродо и Сэма. Это было прелестно, я просто растаяла, посмотрев тот эпизод.



Но окончательно Стивен Кольбер покорил мое сердце в эпизоде Late Night Show в прошлом декабре. В нем Кольбер рассказывает, как одного доктора в Турции хотят по посадить на два года за то, что он выложил в Facebook мем, сравнивающий президента Эрдогана с Голлумом.

Собственно:


Затем Стивен Кольбер предстает в образе Аттикуса Финча (адвоката, защищавшего невиновного чернокожего парня в 1930-е в маленьком южном городке, населенном расистами; героя замечательной книги “Убить пересмешника” и одноименного фильма) и защищает… Голлума, аргументированно доказывая воображаемому суду, что на фото изображен не Голлум, а Смеагорл, который не является отрицательным персонажем. Но отсылками непосредственно к “Властелину Колец” его речь не ограничилась. У меня перехватило дыхание, когда Стивен упомянул Лютиэн, которая освобождала Берена из подземелий Саурона. А вот эта фраза вообще пронзила до глубины души: “Свобода слова также нерушима, как пламя Анора, тайное пламя, которое зажглось среди пустоты, когда воплотился этот мир, сотворенный песней…”; “И да, мне не нужно где-то искать эту информацию. Это из первой главы “Сильмариллиона”, моей любимой книги. Если даже эту книгу никто не читает”.

Смело, однако, говорить на всю Америку непонятно о чем. Непонятно - для среднестатистического зрителя. Для меня все эти отсылки - это мое, родное.

То самое видео. Речь “адвоката” начинается ближе к концу, на пятой минуте.


Грегори Пек в образе Аттикуса Финча из классической экранизации “Убить пересмешника” 1962 года.



Стивен Кольбер в образе “адвоката Голлума”. Правда, похож?



Ну как, как я могла устоять? Это же просто невозможно! Либеральные взгляды, отличное чувство юмора, интеллект и эрудиция, прекрасный актерский талант вкупе с “энциклопедическими познаниями” творчества Толкина, - это ядерная, в хорошем смысле слова, смесь. Кольбер еще очень даже неплохо выглядит, хотя, учитывая вышеназванные качества, внешность не играет никакой роли, я была бы в восторге в любом случае.

Очень хочу попасть на Late Night Show с Кольбером. Шоу снимают здесь, в Нью-Йорке. Оно очень популярно и достать билеты неимоверно трудно, но я не теряю надежды.

В одном из эпизодов Кольбер прошел психологический тест Майерс-Бриггс и получил результат - тип личности INFP [русскоязычное описание]. Я вспомнила, что лет семь-десять назад меня интересовали подобные штуки, и тоже решила пройти тест.

Я прошла его несколько раз, на разных сайтах, и получила… тот же результат, что и у Кольбера. Прошла через месяц. Снова INFP - интроверт, интуит, этик, иррационал; “Идеалист”, “Романтик”, иногда его еще называют “Целитель” (Healer).

Если кому интересно, то тест можно пройти здесь - англоязычный ресурс.

Когда-то, учась в университете, я увлекалась соционикой, которая во многом схожа с Майерс-Бриггс, но в одном из приступов скептицизма (или более реалистичного отношения к жизни?) я начиталась статей о том, что это лженаука, вводящая в заблуждение. До сих пор, скорее, склоняюсь к этому мнению. Мы слишком сложные, многослойные и многоуровневые существа, чтобы насильно запихивать нас в какой-то определенный тип личности.

Но мне было приятно побывать “в компании” таких замечательных людей, как Джон Р. Р. Толкин, Джон Леннон, мать Тереза, Курт Кобейн, у которых, согласно сайтам по Майерс-Бриггс, тот же тип личности - INFP. Правда, трудно представить, что они сидели и заполняли тест. Специалисты их классифицировали, наверняка, уже посмертно. Питер Джексон, Джонни Депп и, опять же, Стивен Кольбер, которого я расхваливаю здесь сегодня, тоже “состоят” в этой группе.

Лженаука лженаукой, но чтение массы статей о “моем” (будем так считать) типе заставило задуматься о многом и сделать некоторые выводы.

Я действительно смотрю на мир с точки зрения идеалиста. Мне хочется верить в то, что люди на самом деле хорошие, хочется помочь ближнему, заступиться за слабого. Я обладаю эмпатией, подчас, кажется, чрезмерной, сострадаю реальным людям в беде и плачу над вымышленными персонажами фильмов, книг, любых трогательных историй. Мне нравится делать добро, но не для признания своих заслуг, а ради самого процесса. Я живу в мечтах половину своей жизни, а другую половину куда-то рвусь. Я отчаянный перфекционист в некоторых аспектах, а временами не менее жуткий прокрастинатор. Чувствительна к критике со стороны, но постоянно критикую сама себя.

Меня волнуют чувства других. Я все время ставлю себя на их место, я не хочу никого обидеть ненароком.

Мне очень трудно прогибаться под систему, строить из себя кого-то, кем я не являюсь. В итоге я понимаю, что препятствует моему карьерному росту, но не могу вести себя иначе, потому что это противоречит моим ценностям и установкам.

Система ценностей - это то, что движет принятием решений. Если я поступаю вопреки собственным ценностям, то потом очень долго переживаю и отдаю себя на съедение совести.

Для меня не было открытием то, что я основываю решения на некой системе ценностей. Скорее, открытием стало то, что другие основывают решения на иных факторах, или же у них совершенно отличная от моей система ценностей.

На работе, например, я отвечаю за чаевые наших работников. Когда клиент платит за массаж или маникюр, я спрашиваю у него о чаевых и стараюсь получить 20%. Для меня эта часть работы - одна из самых ответственных задач. Я понимаю, что от меня напрямую зависит доход наших сотрудников. Что за сумму они принесут домой? На что купят продукты? Как соберут детей в школу?


Спросить так, чтобы не обидеть клиента и не ставить его в неудобное положение и так, чтобы сотрудники получили максимальную оплату, - непростая задача. Несмотря на то, что я ненавижу всю эту систему с чаевыми в Америке и считаю ее абсурдной, я изо дня в день занимаюсь этим.

Еще я тренирую новых координаторов и стараюсь объяснить им, как это важно. Объясняю подробно и по нескольку раз. Но почему-то они не придают этому аспекту такого же значения, как я. Иногда и вовсе забывают спрашивать о чаевых. Сотрудники, конечно, злятся, приходят ко мне жаловаться.

Для меня немыслимо, как можно забыть или спросить так, что клиент ничего не оставит или оставит один доллар? Я не могу этого понять. Это моя работа, одна из ее частей. Я не фанат своей работы и часто пинаю себя за то, что я трачу на ней свои лучшие годы, но все равно выкладываюсь на сто процентов. Потому что иначе сама себя съем с потрохами за то, что я ленюсь и раздолбайничаю.

Мне всегда жаль тех, кому нелегко. Жаль аутсайдеров, особенно, детей и подростков. Потому что я знаю, каково это горькое чувство на вкус. Здесь неподалеку есть школа, и ребята часто приходят на обед в кафе около моего дома. Иногда я вижу группки парней и девчонок и рядом с ними, в стороне, подростка-одиночку. В обнимку с папками, вжавшего голову в плечи и смотрящего вниз. Я понимаю, что это, скорее всего, аутсайдер в этом классе. Становится так грустно и горько… Хочется что-то сделать: поддержать этого подростка или поговорить с остальными, чтобы они перестали его или ее чураться. Вряд ли я решусь на такой поступок (и не факт, что это поможет, а не навредит), но такие порывы мне не чужды.

Еще в описании типа INFP говорится о том, что “это люди, цель которых - найти смысл жизни”. Странная фраза, не находите? Я всегда думала, что поиск смысла - это цель каждого человека, а не определенного типа личности.

За смыслом я гоняюсь постоянно, а он неизменно ускользает. Я все также не имею ни малейшего представления, что делать, и ощущаю себя потерянной, но, кажется, начинаю что-то вновь нащупывать. Идти по тонкой пока еще ниточке. Мне хочется выработать образ жизни, который бы в какой-то степени удовлетворял мое стремление делать мир лучше. Отсюда и буду распутывать этот клубок. Материальные вопросы важны, но вторичны.

Вот такие нынче пространные рассуждения. На сегодня все.
Спасибо за внимание тем, кто дочитал до конца.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
stalkerbezuma
Oct. 23rd, 2016 12:27 pm (UTC)
Первая часть поста классная. Да, практического применения фентази мало, и у многих людей просто нет желания заниматься тем что нельзя применить. Тем более что Толкиен это ещё и историческое фентези, которое нравится людям не нашедшим интереза в прогрессе. Таким скрытым амишам;)
rus_esmeralda
Oct. 23rd, 2016 04:55 pm (UTC)
Согласна. Абсолютно непрактичное увлечение.
Прогресс меня лично интересует лишь отчасти, и даже пугает немного та стремительность, с которой развиваются технологии.
Однако я замечала, что многие, кто интересуется фэнтези, также любят научную фантастику. Но мне последняя почему-то никогда не была особенно интересна.
alba_88
Oct. 23rd, 2016 01:58 pm (UTC)
мда...Пожалуй, я тест на знание Толкиена не прошла бы. Потому что хотя "Сильмариллион" и читала, всех валар не запомнила. И эльфийский не изучала...
Фэнтези во многом - уход от реальности. Хотя с красивым видом перед глазами гораздо приятнее (про серые стены).
тест прошла из интереса. Вышла, если всё правильно, ISTJ.
если судить по описанию, что-то похожее есть.
rus_esmeralda
Oct. 23rd, 2016 04:52 pm (UTC)
Справедливости ради, Оксфорд - красивейшее место, и вдохновения от видов и архитектуры там можно найти на каждом шагу. А дом... да, обычный такой неказистый домик.

Ну, вот, мы с тобой получается почти что полные противоположности))) Не считая первой функции - интроверии. Тест интересный, но к результатам я отношусь с долей юмора. Все куда сложнее в жизни, чем в каких бы то ни было типологиях...
alba_88
Oct. 24th, 2016 08:27 am (UTC)
у меня обычно разум и практичность преобладают.
Хотя иногда могу "психануть", как сама выражаюсь - но психануть расчётливо, с откладыванием заначки на поездку, примерным раскладом трат и ограничением в запросах...
Почему, собственно, я с ипотекой в родном Оренбурге - а не в Питере. Потому что сначала хоть что-то за душой иметь, и чтобы был всё-таки запасной аэродром. Да и кому я там в Питере нужна? Хотя красиво, да. Но дороже. И климат...
Классно я себя уговариваю, самой смешно)
garetty
Oct. 23rd, 2016 09:08 pm (UTC)
Могу сказать, что далеко не все творческие люди стремятся отгородиться от политики;) Более того: чем активнее позиция человека в творчестве, тем активнее она и в жизни. Многие из нас имеют твёрдую гражданскую позицию, но сознательно не выносят это на обсуждение в тот же ЖЖ или в личные беседы, чтобы не раздражать друзей, которые придерживаются противоположных взглядов, и не вызывать слюнотечение у злобных троллей (потому что у многих людей политика - очень больная тема). Но если спросят - ответят и обоснуют своё мнение.

Я, например, ценю дружбу и адекватное общение, и считаю, что разность политических убеждений не должны разделять людей. Ты всегда пишешь о том, что недовольна современной политикой России и не любишь ура-патриотизм. Я - по совести и убеждениям поддерживаю политику Путина, очень довольна магистральным курсом России, но при этом участвую в общественных опросах и подписываю петиции за то, чтобы совершенно абсурдные вещи не проходили в законодательство. Всегда хожу на выборы и знаю предвыборную программу кандидатов общероссийских и местных, знаю, какого курса придерживаются чиновники моего родного города. Интересуюсь мировыми новостями и прочее. Совершенная противоположность политических убеждений не мешает нам с тобой общаться, верно?;) Но для себя я решила, что политика - не та тема, которую я хочу обсуждать с друзьями и френдами, и поэтому в моём ЖЖ люди уже улетали в бан за попытки на политической почве перессорить моих подписчиков.
rus_esmeralda
Oct. 24th, 2016 02:30 pm (UTC)
Можно вообще НИЧЕГО не писать о политике и ее не обсуждать. Это в данном случае неважно, я не об этом говорила. Мне странно и несколько неприятно, когда говорят, что, мол, я человек творческий, я вне всего этого, грязная политика, фу-фу-фу. Так, знаешь, свысока. Вот этот тон мне неприятен.

Что до меня, то я, да, я открыто выражаю свою точку зрения. Переубеждать кого-то не собираюсь и не ставила никогда такой цели. Споры приводят лишь к конфликтам, никакой истины там не рождается. Люди меняют свои точки зрения, но никак не из-за аргументов, прочитанных в соцсетях. Как правило, для того, чтобы поменялась точка зрения, нужно пережить определенный опыт.
И да, согласна, не надо кормить троллей.

Почему я пишу о политике время от времени? Не могу промолчать. Меня это волнует.
Иногда неожиданно находятся единомышленники, это радует. Бывает еще мне просто пишут в личку "спасибо", и это тоже очень приятно.

Сама я никогда не комментирую посты с точками зрения, которых я не разделяю. Не вижу смысла.

Кстати, я не припомню, что отправляла кого-то в бан за холивары по политическим поводам, разве что каких-то оголтелых троллей. Зато когда я выступила против присоединения Крыма, в бан отправилась я сама. Некоторые попытались меня безуспешно переубедить, потом назвали предателем. А некоторые просто расфрендили.

Да, одна из моих самых близких подруг - поклонник Путина и его курса. И мы с ней все равно дружим))
garetty
Oct. 24th, 2016 08:34 pm (UTC)
Насчёт "фу-фу-фу" соглашусь: это похоже на поиски "чистой духовности", когда так и хочется спросить, а хлеб в магазине вы тоже за прану покупаете? Мы не можем жить вне этого мира и этого времени, это НАША эпоха, и хотя бы уже поэтому ею стоит интересоваться.

И ты права на все сто: если у человека уже выработались определённая гражданская позиция и ценностные ориентиры, - то бесполезно его переубеждать, а вот добрые отношения потерять легко. Но люди разные: кто-то начинает с нормальной дискуссии, а заканчивает истерикой с переходом на личности и оскорблениями. Таких я и банила.
( 8 comments — Leave a comment )