Julia Lansford (rus_esmeralda) wrote,
Julia Lansford
rus_esmeralda

Category:

Трилогия Звягинцева



"Возвращение" я посмотрела пару месяцев назад.


Когда вернулась из поездки в России, посмотрела "Елену". Наконец, дошла очередь и до "Изгнания" Звягинцева. Я намеренно не смотрела его раньше, ловила настроение. Для таких фильмов не подойдет любой день. А вот мрачный, как сегодня, со свинцовым небом, воющим ветром и штормовым предупреждением - в самый раз.

Восторг. Замирание сердца. Искусство, одним словом. От встречи с настоящим искусством обязано замирать сердце.
Да, я знаю, что много пишу о кино в последнее время. О хороших и интересных картинах, которые мы с Мистером посмотрели, лежа на диване. Попсовую ерунду я вообще не смотрю. У меня есть несколько способов фильтровать фильмы перед просмотром, и ерунды в мой список просто не попадает. Но Звягинцев - это режиссер совсем другого порядка. Смело ставлю в ряд с Фон Триером, Кубриком и даже - с Тарковским.

Подобные фильмы часто ругают за "тягомотину", за многоминутные общие планы, сцены многозначительного молчания.
Вы знаете, что я люблю кино. Но есть его жанр, который я физически не переношу. Экшн. Я не могу это смотреть, это мелькание и мельтешение меня утомляет. Кстати, если встречаю подобное в литературе, тоже не могу читать (фэнтези часто грешит подобным).

Мне нравится, когда автор или режиссер дают нам время поразмыслить, обжиться в их мире. Такие фильмы, как у Звягинцева, нельзя пить залпом. Над ними надо думать до (настроиться, точнее) после и во время просмотра.
Поэтому я обожаю затяжные панорамные планы. В "Возвращении" природа просто потрясающе красива. Она как будто отдельный персонаж в фильме, настолько велика ее роль.

Но и пустынные улицы города N, и сельские сероватые пейзажи в "Изгнании", и панорамы центра и даже окраин Москвы в "Елене" получились прекрасными. Потому что прекрасное можно увидеть везде, если постараться.

Две первые картины так называемой трилогии Андрея Звягинцева (хотя сюжетно три фильма никак не связаны, принято считать их именно трилогией) - вне пространства и времени, вне георграфических границ. В стране N вроде бы как запрещены аборты, но разрешены азартные игры. Не надо пытаться определить, где и когда происходит действие. Как я и писала о "Возвращении", неважно это. Герои говорят на русском... но опять же, здесь несущественно, кто они по национальности. Они небогаты, но и это неважно. Главное - эмоциональная и духовная составляющая картин.


В "Возвращении" в семью приезжает отец, пропадавший где-то двенадцать лет, и берет своих детей в поход, пытаясь если не восполнить двенадцать лет, то воспитать в мальчиках что-то за эти несколько дней. Один из сыновей не верит отцу. Чтобы сын принял его, отцу надо было умереть. Христианский символизм прозрачен.



"Изгнание" до краев наполнено библийскими символами. Даже больше, чем "Возвращение". К примеру, дочь, 7-8-летнюю девочку, зовут Ева. Дети, оставаясь на ночь в другой семье, у друзей, перед сном читают отрывки из Библии и собирают пазлы с библейскими сюжетами.
Отрывок, кстати, очень символичный. Он часто используется во время венчания. У нас, например, использовался.

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не
завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не
раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит"
Библия, Новый Завет, «Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам»

Просмотр фильма наводит на мысль очень важная составляющая брака - духовная. Если ее нет, то однажды можно проснуться и понять, что рядом - чужой человек. Но что-то менять будет уже поздно. Страшно подумать, но миллионы людей так и живут - в отчуждении, в своей же семье. При этом они даже могут выглядеть со стороны вполне благополучной семьей - как показанная в фильме.

Герои "Изгнания"


Вот интересный факт об "Изгнании": "Съемки фильма проходили в нескольких странах — во Франции и Бельгии, где снимались городские экстерьеры, в России, в Москве — павильонные, интерьерные съемки, а также в Молдове, где специально для съемок был построен дом, мост через овраг, церковь, а также кладбище рядом с церковью. Особенно сложно оказалось спроектировать церковь и кладбище — они не должны были содержать очевидных признаков принадлежности какой-то определенной конфессии".

В "Изгнании" в центре женщина по имени Вера (снова символ, да). Она мать двоих детей, беременная третьим ребенком. Она признается мужу, что ребенок не от него. Мужа, Александра, играет Константин Лавроненко, тот самый, кто играл отца в "Возвращении". Многие считают, что фильм о нем - о его душевных страданиях, раскаянии и боли, когда он понимает, что убил свою жену, заставив ее пойти на аборт. На самом деле, он убивал ее медленно и верно еще задолго до этого: невниманием, отчужденностью.


Его брат Марк, который символизирует, как говорят критики, темную сторону души, когда Алекс приходит к нему за советом, говорит: "Что ты ни сделаешь, всё будет правильно. Хочешь убить — убей, и это правильно; хочешь простить — прости, и это правильно..." Действительно, человек способен найти оправдания для любых поступков. Способен заставить себя поверить в то, что это правильно, в надежде заглушить (а иногда и заглушая) будущие муки совести. Все можно выставить правильным и правым делом - важно, с какой стороны посмотреть.

Но для меня главный персонаж картины все же она, Вера. То, насколько мучается героиня, прекрасно передано в ее монологе ближе к концу фильма. Потрясающая актриса, решила я. После просмотра прочитала, что Марина Бонневи - шведка, а дублировала ее Елена Лядова. Я бы никогда не подумала, что это дубляж...
Мать семейства получилось таким возвышенным, ангельским созданием, которому действительно не место на земле, где разучились любить, в семье, где все чужие, как она сама говорит. Я согласна с утверждением, что самоубийство - это не выход. Более того, согласно тем же христианским ценностям, это большой грех. Но в этом случае почему-то хочется оправдывать самоубийцу Веру. А еще я до конца не могла поверить, что она изменила мужу. И я оказалась права...


В центре всех трех фильмов - семейные драмы и смерть. Это то, что их объединяет. В остальном, "Елена" поставлена на противопаставлении. Две первые картины - витают в безвременье, в каком вымышленном, альтернативном, очень по-тарсковски мире. Место действия "Елены" - Москва, наши дни. Реально существущее кафе, фитнес-клуб, ж.д станция, а также совершенно актуальные житейские вопросы, которые пытаются решать современные россияне. Например, где взять нахаляву денег и как отмазать сынка от армии.



Образ самой Елены - противопоставление Вере из предыдущей картины. Это мещанство и "вещанство" (позволю себе неологизм от слова "вещи") в квадрате, нет, в кубе! Просмотр передач российского "1 канала" с утра до ночи чего стоит.
Интересно, "1 канал" не считает, что его в фильме дискредитируют, делая олицетворением дешевизны, узости мышления и пошлости? Хотя, может быть, они считают, что это хороший продакт-плейсмент, в который заложена мысль о том, что нас, де, смотрит вся Россия. Та самая, которая 63% проголосовала за Путина, попивая пивасик и пялясь в ящик. Та, которой все всё должны.


Также, как я могу оправдать Веру, не способную жить с "чужим-своим" мужем и выбравшую смерть, я не могу и не хочу оправдывать Елену, цинично убившую Владимира - обеспечивающего ее богатого человека, чтобы забрать его деньги и отмазать внука-гопника от армии.
Мне кажется, этот фильм надо давать смотреть людям, чтобы потом проверять, как лакмусовую бумажку. Те, кто будет симпатизировать семейке Елены, - те самые, из-за кого мы так недовольны страной. Пофигизмом, раздолбайством, грязью на улицах и в подъездах, коррупцией, в конце концов. Но они не выдержат такого "кина", ибо скучно, а по телеку как раз "Дом2", ну или "1 канал", что не так принципиально.

Наверное, я сильно скатилась в "социалку". Надо было и в "Елене" искать духовность. Но не получается. Наверное, потому что ее нет. Разве что... персонаж Екатерины, дочери Владимира от первого брака. Ведущая вольный образ жизни девушка, не желающая заводить семью, мотивируя это тем, что все мы "гнилое семя", она, по крайней мере, честна (как и ее скупые слезы на похоронах отца на фоне показных рыданий Елены). А еще - по-декадентски изящна. Кстати, в роли - красавица Елена Лядова.



Еще из всех трех "Елена" - самый безысходный фильм. В "Возвращении" есть надежда, что сыновья вырастут людьми. В "Изгнании" тоже есть надежда, что и у этой семьи есть будущее. А в "Елене" - надежды нет. Вообще. Когда семейство гопников въезжает в квартиру убитого мужа Елены, понимаешь, что вот оно - будущее, каким его показал Звягинцев. Хотя, может быть, все толстые намеки - неправда, и Россия действительно идет из светлого настоящего к светлейшему будущему, как уверяет центральное ТВ.


Tags: антипатриотизм, умное кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments