Julia Lansford (rus_esmeralda) wrote,
Julia Lansford
rus_esmeralda

Categories:

Сто лет под стук колес

Гранд Централ отмечает вековой юбилей


У Европы есть королевские дворцы и древние замки. У Нью-Йорка есть Гранд
Централ. Эта меткая фраза запомнилась мне из тура по удивительному
манхэттенскому вокзалу. В минувшую субботу, 2 февраля, самая знаменитая
железнодорожная станция Нью-Йорка отметила свое столетие. Какие тайны
прошлого скрывает знаменитый вокзал мегаполиса? Чем интересен Гранд
Централ сегодня? Каково его будущее?




Третий по счету

Гранд Централ Терминал (Grand Central Terminal - таково официальное название вокзала) открылся в полночь, второго февраля 1913 года на пересечении 42 улицы и Парк-авеню. Открытию предшествовало строительство, длившееся десять лет.


Гранд Централ Терминал стал третьим вокзалом, открытым на этом месте. Первым был Гранд Централ Депо, который возвели в 1971 году. Он прослужил Нью-Йорку до 1899 года, но потом его снесли и начали строить новую железнодорожную станцию в викторианском стиле - Гранд Централ Стейшн. Она простояла всего три года. Затем было решено создать грандиозный транспортный узел, который сможет, наконец, привести в порядок гигантскую железнодорожную развязку.
Практика сноса зданий в Америке применялась постоянно. Именно поэтому можно лишь по частям собрать образ Нью-Йорка первой половины ХХ века и более ранних периодов. На память нам остались лишь старые фото.

Инженерное чудо - железнодорожный город под землей

Нью-Йорк стремительно рос, развивался. Уже в самом начале ХХ века город заявил о себе как крупный индустриальный центр. Вокзал не справлялся с интенсивным пассажиропотоком и растущими запросами мегаполиса. В те годы в Манхэттене было расположено множество заводов и фабрик, постоянно строились новые индустриальные объекты. Всем им нужны были рабочие руки и сырье для работы. А значит - надежный бесперебойный транспорт.

Строительством вокзала Гранд Централ занимались две архитектурные фирмы - “Рид и Стем” и “Уоррен и Уетмор” (“Reed & Stem”, “Warren & Wetmore”). Первые отвечали за проектно-инженерную часть, а вторые - за архитектурные детали и неоклассический стиль Beaux-Arts. Руководителем проекта стал Чарльз Рид.



Самой сложной, трудоемкой и затратной частью проекта стало отнюдь не строительство впечатляющего неоклассического здания, а перенос железной дороги и платформ под землю. Парк-авеню в начале ХХ века представляла собой улицу с несколькими рядами рельсов посредине. По ним непрестанно сновали туда-сюда паровозы.
Амбициозные американские архитекторы поставили задачу - убрать железнодорожные пути под землю, и у них это получилось. Поэтому здание Гранд Централа выглядит как будто утопленным наполовину, опускаясь ниже уровня улиц и авеню. Его основание - у железнодорожных путей.

Уильям Уилгус, главный инженер Центральной Нью-Йоркской железной дороги, предложил инновационную схему расположения платформ - двухуровневую. При этом оба уровня находились под землей. Междугородние поезда приходили на более высокую платформу, а пригородные - на более глубокую.

Терминал-Сити - обитель роскоши и успеха

Первым шагом, сделавшим возможным беспрецедентный инженерный проект, стала электрификация железной дорог и последовавшее за ней строительство туннеля под Парк Авеню. Когда поезда с их гулом и грохотом удалось убрать под землю, появилось много свободной площади, а ее стоимость в этом районе резко возросла. Со временем вокруг Гранд Централа выросли престижные многоквартирные дома и офисные здания. Район Мидтаун стал лидером по цене недвижимости.



Гранд Централ Терминал преобразил весь район до неузнаваемости, дав ему новое название - Терминал-Сити. Вокзал оказался окружен современными и дорогими зданиями. В 1920 году здесь вырос небоскреб Крайслер, который до сих пор остается одной из архитектурных жемчужин Нью-Йорка. Позднее, в 1931 году, рядом с вокзалом был построен шикарный отель Уолдорф Астория. Престиж, успех и роскошь - все это неразрывно связывалось в 30-40-е годы с районом Терминал-сити.

Секретный путь Рузвельта

Прямо под холлом фешенебельного отеля Уолдорф Астория располагался (и находится до сих пор, хотя и давно заброшен) секретный железнодорожный путь номер 61, который сначала - в 1930-1940-е - использовался единственным пассажиром - президентом Франклином Делано Рузвельтом. Специальный поезд, в который заезжал автомобиль Рузвельта, забирал президента из его дома в двух часах езды от Нью-Йорка и прибывал на секретную платформу № 61. На лифте он, а позднее - другие высокопоставленные и известные персоны приезжали прямо в отель. Строительство отеля изначально планировалось с учетом этой секретной платформы.

В конце 1930-х, еще до Второй Мировой, железные дороги в Америке были популярным и прибыльным видом транспорта. И не только в Америке. Был разработан грандиозный проект железной дороги, которая соединила бы Нью-Йорк и Париж, пройдя по территории США, Канады и СССР. Но ему не суждено было сбыться.

Спасение Гранд Централа и снос Пенн Стейшн

В 1940-е золотой век американских железных дорог начал подходить к своему закату. Строительство знаменитых шоссе между штатами, активно финансировавшееся государством, развитие автомобилестроения и воздушного транспорта - все это играло против железнодорожного транспорта. Постепенно машины “захватили” США и стали главным способом передвижения по стране, оттеснив поезда на третье место. Второе место заняли самолеты.
В 1954 году архитектор Уильям Зенкендорф представил проект замены Гранд Централа 80-этажным небоскребом, превосходящим по высоте Эмпайр Стейт. К счастью, проект так и не воплотился в жизнь. Однако Центральная Нью-Йоркская железная дорога продолжала терпеть убытки и, чтобы избежать банкротства, в 1968 году объединилась с Пеннсильванской железной дорогой.

Пеннсильванская железная дорога, в свою очередь, смогла избежать банкротства лишь после сноса уникального здания Пеннсильвания Стейшн в 1964 году, и строительства на его месте очередного безликого (по сравнению со старинным зданием) высотного здания с офисами и нового стекло-бетонного Мэдисон-Скуэр-Гарден.
Грустно, но блистательный Гранд Централ оказался спасен благодаря этому, как его называют историки, “величайшему акту вандализма в истории США”. Когда-то Пенн Стейшн была сравнима по красоте и простору с Гранд Централом, а по мнению многих, даже превосходила его. С ее величественными колоннадами и арками станция походила на древнеримские здания. Несмотря на это, ее разрушили до основания, чтобы возвести на этом месте более прибыльную недвижимость.






Я живу на Лонг-Айленде и много времени провожу в Пенн Стейшн в ожидании поездов. Трудно поверить в былую красоту сейчас, из раза в раз проходя по выложенным скучной плиткой коридорам с низкими потолками.
Такой была старая Пенн Стейшн


Такая сегодня



Общественность Нью-Йорка негодовала после сноса Пенн Стейшн. Поэтому нью-йоркцам и удалось отстоять Гранд Централ. За уникальное здание вступилась Жаклин Кеннеди: “Не жестоко ли это - позволять нашему городу гибнуть, лишаясь своего великолепия, пока не останется никакой истории и красоты, чтобы вдохновить тех, кто придет после нас? Где они найдут силы, чтобы бороться за будущее нашего города? Американцы говорят, что им дорого прошлое, но почему-то сегодня они готовы не только игнорировать его, но и ломать...”
Через полгода после волны протестов нью-йоркская Комиссия по защите архитектурных памятников под давлением общественности все-таки признала Гранд Централ архитектурным памятником. Решение было оспорено. Дело дошло о Верховного Суда, который, наконец, спас Гранд Централ от сноса. Защитникам вокзала и Жаклин Кеннеди мы обязаны тем, что он сохранился до сих пор и отмечает сейчас свое столетие.


Упадок и возрождение старинного вокзала

Однако слияние двух компаний - Центральной Нью-йоркской и Пеннсильванской железных дорог - не спасло конгломерат от банкротства. Оно произошло в 1970 году и стало крупнейшим корпоративным банкротством в американской истории. Для Гранд Централа наступили не лучшие времена. Вокзал долго не ремонтировался, поездов на нем становилось все меньше. В 1991 году Amtrak, главный на сегодня междугородний железнодорожный перевозчик США, покинул Гранд Централ и переместился в Пенн Стейшн.

Большая реставрация растерявшего былой блеск здания началась в 1994 году, когда МТА (Metropolitan Transportation Authority) подписала договор аренды Гранд Централа на предстоящие 280 лет.

gc1


gc2


gc3


gc7


gc8


gc9

Свое столетие Гранд Централ встречает во всей красе. Сегодня здесь ходят пригородные поезда компании Метро-Норт и работает станция городского метро. Реставраторы вернули легендарному вокзалу былое великолепие. Мрамор специально завозили из каменоломен в Италии и штате Теннесси. Потребовался год только для того, чтобы удалить копоть с потолка - она образовалась из-за многих десятилетий курения в помещении. В здании вокзала появились туристические атрибуты: уютные кафе, дорогие магазины.

Радует, что у Гранд Централа не только удивительное прошлое, но и большое будущее. Сегодня Железная дорога Лонг-Айленда (Long Island Railroad), одна из крупнейших железных дорог в стране, строит глубочайшие в мире туннели для своих поездов. К 2019 году под Гранд Централ Терминал должна появиться новая станция, на которую будут прибывать поезда из Лонг-Айленда. Она будет расположена под двумя существующими уровнями путей и станет самой глубокой в мире.




Интересные факты о Гранд Централ Терминал

Ежедневно через здание вокзала проходят 750 000 человек
Гранд Централ - в десятке самых посещаемых туристами мест в мире
Ежегодно его посещают 21 миллион туристов
Гранд Централ - вокзал с наибольшим в мире количеством платформ. Их 44
Железнодорожных путей 67
Его строительство обошлось в 2 миллиарда долларов с учетом инфляции
Снаружи, над главным входом, гигантские часы украшены скульптурами божеств римского пантеона - Меркурия и Минервы и мифического героя Геркулеса
Огромный американский флаг висит в главном холле с 2011 года. Его повесили через несколько дней после террористической атаки на Всемирный торговый центр
93% пассажиров Гранд Централа имеют высшее образование
Средний возраст пассажира 41 год
В течение года пассажиры и туристы теряют около 19 000 предметов в здании вокзала, половина из которых находится и возвращается владельцам
В честь юбилея в день столетия Гранд Централа в ресторанах на вокзале блюда продавались по цене столетней давности (например, блюдо из креветок - за 19 центов), а услуги чистильщика обуви стоили 10 центов
На сайте www.freetoursbyfoot.com можно зарезервировать участие в бесплатном туре по Гранд Централу

gc5
Tags: нью-йорк
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments